В рубрике «Сделано в Киеве» The Village рассказывает о местных марках, их продукции и производстве. В этом выпуске — компания «Аэрос», специализирующаяся на сверхлёгких летательных аппаратах.

 

Сделано в Киеве: Дельтапланы «Аэрос». Зображення № 1.

МАРКА

«Аэрос»

 

ПРОДУКЦИЯ

Дельтапланы, крылья для мотодельтапланов, парапланы, кайты, сверхлёгкие самолёты.

 

ОСНОВАТЕЛи

Инженеры ГП «Антонов»

 

ГОД ОСНОВАНИЯ

1991

 

 

История основания

Предприятие «Антонов» известно тяжёлыми грузовыми самолётами, но благодаря ему в Киеве появилось и производство лёгких летательных аппаратов.  В 1991 году немцы смогли впервые полетать на дельтапланах антоновского Отделения сверхлёгкой авиации. Гости впечатлились и посоветовали начать экспорт в Европу. Скоро выяснилось, что государственному предприятию невозможно конкурировать на международном рынке дельтапланов. Требовалось раз в два года обновлять модели, а этот срок в системе Министерства авиационной промышленности требовался только на получение материалов. Поэтому несколько сотрудников ушли с «Антонова» и создали компанию «Аэрос».

Первый цех обустроили в пустом аппаратном зале АТС на Подоле. Помимо дельтапланов, делали спасательные парашюты, парапланы и крылья для мотодельтапланов. Сложное для страны время оказалось удачным для нового бизнеса. Экспортируемые дельтапланы стоили более $1 000, а средняя зарплата здесь была ниже $50. Высокая рентабельность позволила держать относительно низкие цены и за два-три года закрепиться на рынке. В 1994 году в Англию был отправлен сотый по счёту дельтаплан.

Сделано в Киеве: Дельтапланы «Аэрос». Зображення № 2.

В 90-е годы репутацию «Аэросу» создали скоростные спортивные аппараты. «Антоновская» подготовка инженеров позволила разрабатывать модели с высокими лётными характеристиками, которые всё чаще отличались на международных соревнованиях. В 1998 году пилот «Аэроса» Олег Бондарчук был на чемпионате мира вторым, в 1999-м установил в Австралии три мировых рекорда, в 2005-м стал чемпионом мира. Сейчас спортсмены на киевских крыльях занимают призовые места практически ежегодно. Почти все они иностранцы. После равнинных испытаний в Украине новые модели «Аэроса» в горах тестирует сборная Швейцарии.

Сейчас «Аэрос» производит в год порядка 80 спортивных, 60 клубных (любительских), 50 учебных дельтапланов и 100-120 моторных крыльев. Абсолютное большинство из них продают за границу: в Украине две сотни квалифицированных пилотов и не более 50 спортсменов, 70-80 % из них уже летают на «Аэросах». В последнее время эта доля сокращается. Зарплаты и накладные расходы в Украине выросли, тогда как американские производители смогли снизить цены за счёт государственной поддержки. Теперь при практически равной стоимости украинские дельтапланы конкурируют с зарубежными за счёт своих характеристик и лучшей сервисной поддержки.

 

Сделано в Киеве: Дельтапланы «Аэрос». Зображення № 3.

 

Треть из 80 работников «Аэроса» — это инженеры. Их советское техническое образование и опыт работы на большом авиационном производстве — важное преимущество компании. Производство дельтапланов требует технической культуры, и именно по этой причине его не удалось запустить в Китае. Нет там и опытных пилотов, а каждый аппарат после сборки обязательно нужно облетать. В «Аэросе» это делают сами же сотрудники компании.

Новый дельтаплан киевского производства стоит от 2 500 до 8 000 евро. Для сравнения: цена иностранного доходит до 10 000 евро, а подержанное крыло старой модели можно купить и за 100-200. Каждый новый аппарат делается под конкретного заказчика. В конструкции учитывается рост, вес пилота и его пожелания, если речь идёт об опытном спортсмене. Профи меняют аппараты каждый год, и для сохранения своих позиций фирма должна постоянно вносить усовершенствования. В ближайших планах «Аэроса» — выпуск дельтаплана, чей каркас будет полностью сделан из углепластика.

 

 

 

Производство

 

Сделано в Киеве: Дельтапланы «Аэрос». Зображення № 12.

Чертёж

Дельтаплан на земле выглядит иначе, чем в воздухе. Каркас принимает нужную форму только под напором воздуха. Мастерство конструктора состоит в том, чтобы заранее рассчитать правильное положение деталей.

Сделано в Киеве: Дельтапланы «Аэрос». Зображення № 13.

Обшивка

Чертёж переносится на ткань с помощью шаблонов из прозрачного пластика. Обшивка каждого аппарата состоит из 5-6 специальных видов ткани от 2-3 европейских производителей.

Сделано в Киеве: Дельтапланы «Аэрос». Зображення № 14.

Сборка каркаса

Трубки для каркасов дельтапланов «Аэрос» производятся в Италии и на Тайване. Критически важен используемый сорт металла, а значит его вес и прочность.

 


  

Сделано в Киеве: Дельтапланы «Аэрос». Зображення № 15.

Сергей Сергеев

заместитель директора по маркетингу

Дельтапланерный спорт открыт для новичков в том смысле, что не требует каких-то особенных физических данных. Мы тут все больные, серьёзно говорю. Практически 80 % дельтапланеристов — это люди, которые по состоянию здоровья не смогли попасть в большую авиацию. При этом любому из вас дать полгода времени, хороший аппарат, возможность поездить по соревнованиям — и можно выйти на уровень первой сотни мирового рейтинга.

 

  

 

Фото: Аня Гариенчик