Тетради со Сталиным и Лениным на обложке, недавно обнаруженные на канцелярских раскладках в Киеве, вызвали скандал. Дошло до жалоб в Минобразования, но, оказалось, повлиять на ситуацию оно не в силах: типографии министерству не подчиняются. В преддверии 1 сентября The Village изучил ассортимент школьных тетрадей, выяснил, кто, кроме политических вождей, популярен на обложках в этом году и во сколько обходится киевским печатникам использование Человека-паука и доктора Хауса.

 

Лицензия

Чтобы разместить на тетради или дневнике изображение героя фильма, сериала или мультфильма, необходимо купить лицензию у правообладателей. Так поступают не все издательства, но крупные компании предпочитают идти по этому пути, чтобы избежать проблем с Налоговой инспекцией и дистрибьюторами.

За право разместить на обложке, к примеру, Панду Кунг-фу, необходимо заплатить от 10 000 долларов Dream Works. Это ориентировочная цифра, так как цену определяет процентная ставка. Обычно она составляет 10-12 % от отпускной цены на товар без учёта НДС. То есть если

 

Герой нашего времени: Обложки школьных тетрадей. Зображення № 1.

За право разместить на обложке, к примеру, Панду Кунг-фу необходимо заплатить от 10 000 долларов Dream Works

компания производит тетрадь с Человеком-пауком на обложке и продаёт её распространителю за 10 гривен, то владельцу прав на бренд Человека-паука она заплатит около гривны с каждого экземпляра. Поэтому тетради с персонажами на обложках обычно дороже, чем с нейтральными иллюстрациями. Лицензия выдаётся на два года и подразумевает право использования изображения всех героев определённого мультфильма, фильма или сериала.

Герой нашего времени: Обложки школьных тетрадей. Зображення № 2.

 

Trendwatching

Прежде чем купить лицензию, издательства изучают, насколько популярны те или иные герои. Узнают это, отслеживая репертуар кинотеатров, читая интернет-отзывы о тех или иных фильмах и наблюдая рейтинги ТВ-сериалов.

Малопопулярные герои стоят не дешевле самых востребованных персонажей, зато лицензию на их использование можно приобрести на льготных условиях, например с меньшей предоплатой. Тем не менее спрос на тетради с таким изображением будет невелик, поэтому издатели стараются выбирать всё же тех, кто действительно на пике славы.

 

 Герои

Были и остаются популярными персонажи Disney, наиболее востребованы герои свежих полнометражных мультфильмов студии. По словам дизайнеров, также на обложки попадают персонажи из «Мадагаскара», «Шрека», «Трансформеров», «Смешариков», «Маши и Медведя». Хорошо покупают тетради с изображениями вампиров и супергероев. А вот доктор Хаус теряет свои позиции, так как новые серии не выходят.

 

Герой нашего времени: Обложки школьных тетрадей. Зображення № 8.

Доктор Хаус теряет свои позиции, так как новые серии не выходят

 

Вечные темы

Фирмы, которые не могут позволить себе оплату лицензий, делают акцент на пейзажах, животных, бабочках, цветах, котах и в особенности котятах. Тетради с подобными иллюстрациями на обложках всегда пользуются спросом. Однако есть свои нюансы: дети и родители охотно раскупают хищников и представителей семейства кошачьих, но тетрадь с бегемотом купят, только если картинка будет смешной. Птицы также не очень популярны. Чаще всего с нейтральными сюжетами покупают дневники.

 

Герой нашего времени: Обложки школьных тетрадей. Зображення № 9.

Тетрадь с бегемотом купят, только если картинка будет смешной

Иногда на тетрадях появляются изображения сексуального характера или с откровенно негативными героями. Запретить печатать подобные обложки Министерство образования не может, так как оно не регулирует эту сферу. Здесь всё зависит от компании-производителя, а государство лицензирует только ту продукцию для школьников, на которую идут средства из бюджета, то есть учебники.

Герой нашего времени: Обложки школьных тетрадей. Зображення № 10.

 

Дополнения

Так как круг самых популярных тем для обложек достаточно узок, производители стараются выделить свой товар, используя тиснение либо совмещая лакированную и матовую поверхности, чтобы тетради, дневники были приятны на ощупь. Раньше пользовались спросом школьные принадлежности с ароматизированными обложками, но они не соответствуют ГОСТам, потому что могут вызывать аллергию.

 

 

 Герой нашего времени: Обложки школьных тетрадей. Зображення № 16.

Алексей Прокопенко

Дизайнер, рекламно-полиграфическое агентство «Бриск»

 

Определить, какого героя выбрать, легко: то, что идёт в кинотеатрах, о чём все говорят, то и популярно. Хотя бывают исключения. Все ожидали, что у тетрадей с обложками на футбольную тематику будут очень большие продажи, но они хоть и увеличились в связи с Евро-2012, были не столь значительны. Сейчас мы разрабатываем серию обложек с братьями Кличко, стараемся выбирать фото, где они улыбаются и ни с кем не дерутся. Хоть все и понимают, что это бокс, но пропагандировать насилие мы не будем.

 Герой нашего времени: Обложки школьных тетрадей. Зображення № 17.

Сергей Жданов

Дизайнер компании «Мрії збуваються»

 

Несмотря на то, что темы для обложек в принципе одинаковые, у каждой фирмы есть ведущий дизайнер, который придерживается собственного стиля. Я могу взять в руки тетрадь и по обложке определить, кто её произвёл.

 Герой нашего времени: Обложки школьных тетрадей. Зображення № 18.

Евгения Глова

Дизайнер издательства «Школярик»

 

Есть вечные темы, которые всегда используют для обложек: природа, котики, мультфильмы. Сейчас во всём мире популярен бренд Hello Kitty, поэтому мы тоже его используем. Стараемся поддерживать эконаправление, выпускаем тетради с обложками без изображений — из чистого картона.

Герой нашего времени: Обложки школьных тетрадей. Зображення № 19.

 Максим Харченко

Региональный менеджер лицензионного агентства Megalicense

 

Большинство наших издательств — это маленькие ЧП, которые не могут себе позволить покупать лицензии, только крупные компании пользуются этой услугой. В России и Европе этот рынок развит больше.