Тетради со Сталиным и Лениным на обложке, недавно обнаруженные на канцелярских раскладках в Киеве, вызвали скандал. Дошло до жалоб в Минобразования, но, оказалось, повлиять на ситуацию оно не в силах: типографии министерству не подчиняются. В преддверии 1 сентября The Village изучил ассортимент школьных тетрадей, выяснил, кто, кроме политических вождей, популярен на обложках в этом году и во сколько обходится киевским печатникам использование Человека-паука и доктора Хауса.

 

Лицензия

Чтобы разместить на тетради или дневнике изображение героя фильма, сериала или мультфильма, необходимо купить лицензию у правообладателей. Так поступают не все издательства, но крупные компании предпочитают идти по этому пути, чтобы избежать проблем с Налоговой инспекцией и дистрибьюторами.

За право разместить на обложке, к примеру, Панду Кунг-фу, необходимо заплатить от 10 000 долларов Dream Works. Это ориентировочная цифра, так как цену определяет процентная ставка. Обычно она составляет 10-12 % от отпускной цены на товар без учёта НДС. То есть если

 

За право разместить на обложке, к примеру, Панду Кунг-фу необходимо заплатить от 10 000 долларов Dream Works

компания производит тетрадь с Человеком-пауком на обложке и продаёт её распространителю за 10 гривен, то владельцу прав на бренд Человека-паука она заплатит около гривны с каждого экземпляра. Поэтому тетради с персонажами на обложках обычно дороже, чем с нейтральными иллюстрациями. Лицензия выдаётся на два года и подразумевает право использования изображения всех героев определённого мультфильма, фильма или сериала.

 

Trendwatching

Прежде чем купить лицензию, издательства изучают, насколько популярны те или иные герои. Узнают это, отслеживая репертуар кинотеатров, читая интернет-отзывы о тех или иных фильмах и наблюдая рейтинги ТВ-сериалов.

Малопопулярные герои стоят не дешевле самых востребованных персонажей, зато лицензию на их использование можно приобрести на льготных условиях, например с меньшей предоплатой. Тем не менее спрос на тетради с таким изображением будет невелик, поэтому издатели стараются выбирать всё же тех, кто действительно на пике славы.

 

 Герои

Были и остаются популярными персонажи Disney, наиболее востребованы герои свежих полнометражных мультфильмов студии. По словам дизайнеров, также на обложки попадают персонажи из «Мадагаскара», «Шрека», «Трансформеров», «Смешариков», «Маши и Медведя». Хорошо покупают тетради с изображениями вампиров и супергероев. А вот доктор Хаус теряет свои позиции, так как новые серии не выходят.

 

Доктор Хаус теряет свои позиции, так как новые серии не выходят

 

Вечные темы

Фирмы, которые не могут позволить себе оплату лицензий, делают акцент на пейзажах, животных, бабочках, цветах, котах и в особенности котятах. Тетради с подобными иллюстрациями на обложках всегда пользуются спросом. Однако есть свои нюансы: дети и родители охотно раскупают хищников и представителей семейства кошачьих, но тетрадь с бегемотом купят, только если картинка будет смешной. Птицы также не очень популярны. Чаще всего с нейтральными сюжетами покупают дневники.

 

Тетрадь с бегемотом купят, только если картинка будет смешной

Иногда на тетрадях появляются изображения сексуального характера или с откровенно негативными героями. Запретить печатать подобные обложки Министерство образования не может, так как оно не регулирует эту сферу. Здесь всё зависит от компании-производителя, а государство лицензирует только ту продукцию для школьников, на которую идут средства из бюджета, то есть учебники.

 

Дополнения

Так как круг самых популярных тем для обложек достаточно узок, производители стараются выделить свой товар, используя тиснение либо совмещая лакированную и матовую поверхности, чтобы тетради, дневники были приятны на ощупь. Раньше пользовались спросом школьные принадлежности с ароматизированными обложками, но они не соответствуют ГОСТам, потому что могут вызывать аллергию.

 

 

 

Алексей Прокопенко

Дизайнер, рекламно-полиграфическое агентство «Бриск»

 

Определить, какого героя выбрать, легко: то, что идёт в кинотеатрах, о чём все говорят, то и популярно. Хотя бывают исключения. Все ожидали, что у тетрадей с обложками на футбольную тематику будут очень большие продажи, но они хоть и увеличились в связи с Евро-2012, были не столь значительны. Сейчас мы разрабатываем серию обложек с братьями Кличко, стараемся выбирать фото, где они улыбаются и ни с кем не дерутся. Хоть все и понимают, что это бокс, но пропагандировать насилие мы не будем.

 

Сергей Жданов

Дизайнер компании «Мрії збуваються»

 

Несмотря на то, что темы для обложек в принципе одинаковые, у каждой фирмы есть ведущий дизайнер, который придерживается собственного стиля. Я могу взять в руки тетрадь и по обложке определить, кто её произвёл.

 

Евгения Глова

Дизайнер издательства «Школярик»

 

Есть вечные темы, которые всегда используют для обложек: природа, котики, мультфильмы. Сейчас во всём мире популярен бренд Hello Kitty, поэтому мы тоже его используем. Стараемся поддерживать эконаправление, выпускаем тетради с обложками без изображений — из чистого картона.

 Максим Харченко

Региональный менеджер лицензионного агентства Megalicense

 

Большинство наших издательств — это маленькие ЧП, которые не могут себе позволить покупать лицензии, только крупные компании пользуются этой услугой. В России и Европе этот рынок развит больше.