В Киеве продолжается первая Киевская международная биеннале современного искусства Arsenale 2012. В рамках мероприятия в «Мистецьком арсенале» представлены работы художников со всего мира. Кроме проектов, уже показанных на Венецианской и Сиднейской биеннале, в главных галереях и музеях Европы, США и Азии, на Arsenale 2012 можно увидеть и ряд новых работ, созданных специально для выставки в Киеве. Среди них  три новых работы британской художницы Филлиды Барлоу. В перерыве между монтажом впечатляющей своими размерами инсталляции Филлида рассказала The Village об Arsenale 2012 — первой биеннале, в которой она принимает участие.

 

 


Филлида Барлоу

Художница, скульптор


Филлида Барлоу родилась в 1944 году в Великобритании. Она закончила Школу искусств Слейда (The Slade School of Fine Art), позднее получила степень профессора в области искусств. Среди её учеников — обладатель престижной премии Тернера скульптор Рэйчел Уайтред, а также художники Тасита Дин и Дуглас Гордон. В 2009 году преподаватель с 40-летним стажем вышла на пенсию, чтобы всецело посвятить себя творчеству.

 

 

Как вы оцениваете феномен биеннале?

 

Биеннале — это своеобразный смотр искусств в международном масштабе, и поэтому она так важна в своих временных рамках. Если мы посмотрим на Венецианскую биеннале за последние 40 лет, увидим этапы развития современного искусства. В контексте исторической линейности невероятно важно, какие работы создавались в 50–60-х годах и какие мы видим на биеннале сейчас. По сути, биеннале — это чрезвычайно смелая попытка исследования, попытка свести различные культуры воедино и, конечно, возможность узнать, что делают нигерийские, японские или австралийские художники, а не только европейские.

 

 

 

 

Каково художнику принимать участие в биеннале, это легче или сложнее, чем персональная выставка, к примеру?

 

О, это моя первая биеннале! И для меня это очень просто, потому что я располагаю всем этим невероятным пространством. Правда, возникали небольшие проблемы с логистикой из-за того, что у меня было мало времени для монтажа моих работ. Я считаю, что Киев поступает очень смело и предприимчиво, проводя такое грандиозное мероприятие в этом потрясающем здании. Для меня это фантастическая возможность.

 

 

 

 

Как вы думаете, какое влияние окажет Arsenale 2012 на Киев и Украину в целом?

 

Я тоже задаю себе этот вопрос. Киевскую биеннале можно сравнить с грядущими Олимпийскими играми в Лондоне. Каков будет долгосрочный эффект? По этому поводу британцы порой высказываются очень скептично, ведь Олимпийские игры проводятся на фоне серьезной рецессии и всевозможных социальных проблем, которых у Лондона сейчас так много. То же самое происходит и в Киеве. Что значит биеннале для людей, которые не интересуются искусством? Политически биеннале — испытание на прочность для любой страны и её экономики. Я имею в виду, что, конечно, биеннале приносит определённые экономические плоды, однако это совсем не просто. Как художник я могу сказать, что невероятно счастлива, что у меня есть возможность работать в рамках другой культуры и представить свои работы в Киеве. Мне нравится, что люди здесь щедрые и открытые, но у Киева, администрации биеннале, технического персонала, который обеспечивает её работу, впереди ещё много испытаний.

 

 

 

 

Один из слоганов Arsenale 2012 гласит «Мир в Украине, Украина в мире», как бы вы прокомментировали это высказывание?

 

Это невероятно точно. Европа так долго была абсолютно эгоцентричной и совершенно самодовольной. Теперь, в период экономических потрясений и социальных проблем, пришло время посмотреть шире. И Украина, безусловно, включена в этот более широкий международный контекст.