АНИШ КАПУР
19 мая — 30 сентября



Большую часть пространства PinchukArtCentre заняла первая персональная выставка в Восточной Европе английского художника индийского происхождения Аниша Капура. У экспозиции нет названия, но она объединяет 20 работ художника в разных стилях и техниках. На втором этаже галереи выставлены две параллельные линии из 12 бетонных полых колонн под названием «Между дерьмом и архитектурой», бетон для которых был выложен специально запрограммированной машиной. 

Отдельный зал отведён под эскизы, макеты, чертежи и фотографии реализованных проектов Капура в разных городах мира. Также здесь можно посмотреть на задумки художника. Как рассказывает сам автор, экспозиция третьего этажа поделена на две части. Первая состоит из крупных сферических конструкций, выпуклостей и визуальных дыр в стенах тёмно-фиолетового цвета. Эти работы автор называет «пустоты», так как его основной целью было создать объект, которого якобы не существует. Вторая часть экспозиции — это арт-объекты из нержавеющей стали с зеркальной поверхностью. По мнению Аниша Капура, зеркальная поверхность позволяет зрителю войти в контакт с работой, сделать свои выводы и тем самым стать её частью.

 

В Киеве пройдут Дни литовской фотографии

Завершает выставку арт-инсталляция «Выстрел в угол». В середине зала установлена пушка, её заряжают окрашенным в тёмно-красный цвет восковым ядром и производят выстрел в угол. Выстрел происходит под высоким давлением, и за счёт своей мягкой текстуры ядра оставляют отпечаток на белой поверхности угла, а затем плавно стекают вниз. К концу экспозиции ядра заполнят всё пространство комнаты и инсталляция будет выглядеть по-другому. Принцип действия пушки художник сравнивает с работами модернистов, которые любили ляпать краску на холст с большого расстояния. Выстрел производится каждые 20 минут. 

Справка: Аниш Капур родом из Индии, но последние 40 лет живёт и работает в Лондоне. Международное признание получил после участия на Веницианской биеннале в 1990 году, где был награждён премией Premio Duemila как лучший молодой художник, а в следующем году получил одну из самых престижных премий в области современного искусства — премию Тёрнера. Наиболее известными работами стали: «Облачные ворота» в центре Чикаго, «Метро Неаполя», «Зеркало неба» в Нью-Йорке и другие. В 2011 году Капур получил звание командора ордена Искусств и Литературы, а также был награждён премией японской императорской семьи Premium Imperiale. 12 мая этого года в центре лондонского Олимпийского парка была открыта 115-метровая башня «Орбита», посвящённая открытию Олимпийских игр.

 

ПАВЕЛ МАКОВ
19 мая — 17 июня


Выставка «Одеяло, сад, башня, крест, судьба» состоит из пяти работ с одноимёнными названиями. В каждой из работ повторяются отдельные графические элементы или детали в технике офорта. Так, к примеру, работа «Сад» состоит из начерченных карандашом планов садовых участков с подписанными фамилиями владельцев. Автор признаётся, что все фамилии подсмотрел на титульных страницах книг. Задумка навеяна воспоминаниями о жизни в Советском Союзе, в котором каждый гражданин мечтал об участке в шесть соток. Работа «Одеяло» соткана из денег, причём в прямом смысле слова. В ней использованы старые купюры от 1958 года, которые Маков склеил вперемешку с советскими лотерейными билетами. На сбор «средств» для этого объекта у художника ушло несколько лет.

 

В Киеве пройдёт выставка чешского сюрреалиста Виктора Сафонкина
Справка: Павел Маков — харьковский художник. Член Королевского общества живописцев и графиков Великобритании (1994), Союза художников Украины (1998), член-корреспондент Академии искусств Украины (2006). Был награждён почётным призом выставки «Печать III тысячелетия» (Шамальер, Франция), обладатель премии «Золотая книга» и Scripta Mannet (Таллин, Эстония). Его работы хранятся в ведущих музеях мира, среди которых: Государственная Третьяковская галерея (Москва), музей Виктории и Альберта (Лондон) и Метрополитен-музей (Нью-Йорк).

 

КОЛЛЕКЦИОННАЯ ПЛАТФОРМА — 3: ВЕЧНОСТЬ МГНОВЕНИЯ
19 мая — январь 2013

Коллекционная платформа обновляется два раза в год и состоит из самых известных работ современных художников. Поэтому частые гости PinchukArtCentre отметят, что уже видели некоторые произведения ранее. Работы девяти современных художников очень разные. «Аве Мария» Маурицио Каттелана изображена с руками в римском приветствии, распространённом среди фашистов. Название работы «Пустой стул» Дэмиена Херста говорит само за себя. Глаз, выполненный из стали и зеркала, сделал Олафур Элиассон. Голый «Одинокий ковбой» с горящими глазами — работа Такаси Мураками. Также здесь можно увидеть произведения Джеффа Кунса, Бориса Михайлова, победителя первого конкурса национальной премии PinchukArtCentre Артёма Волокина и обладательницы премии Future Generation Art Prize 2010 Синтии Марселле. Ключевой работой выставки стала «Пхеньян V» (2007) Андреаса Гурски. Эта большая фотография китайского стадиона во время проведения праздничного парада демонстрируется на Украине впервые. Несколько тысяч участников держат в руках цветные таблички, издали складывающиеся в картину с изображением цветущей сакуры у подножия Фудзиямы.

 

 

 

Екхард Шнайдер, генеральный директор PinchukArtCentre: «Все три выставки не объединены общим названием. Название фокусирует внимание на какой-то определённой идее. В его отсутствие границы стёрты, и каждый решает для себя, на что обратить внимание в первую очередь. Мы решили сделать три „главы“ одной книги. Возраст всех авторов от 30–60 лет. С Анишем Капуром мы дружим уже более 20 лет. Меня всегда поражал его неутомимый поиск новых проблем и заданий, способных распространить его творчество за пределы традиционного искусства. Мы рады представить его выставку украинскому зрителю и зарубежным гостям, в частности тем, кто планирует посетить чемпионат Европы по футболу 2012».

 

Аниш Капур, художник: «Я считаю, что художники сами по себе — бесполезные создания. Но искусство, которое они создают, позволяет переменам проникнуть в наш внутренний мир. Люди всегда задаются вопросами о внутреннем содержании, пустоте, смерти, бесконечности. Меня эти вопросы также интересуют. Возможно, роль современного художника заключается именно в том, чтобы вглядываться в себя, в свою пустоту всё глубже и глубже. Надеюсь, что украинский зритель сможет не только посмотреть мои работы, но и прочувствовать их сердцем».

 

Павел Маков, художник: «Все работы посвящены нашей ментальности, тут нет никаких зашифрованных подтекстов. Правда, у каждого из названий есть подназвание: одеяло — это память, сады — место, крест — вера, башня — мечта и судьба, которая и означает нашу судьбу. Я планировал несколько крупных проектов, которые хотел реализовать. Но я осознал, что у меня никогда в жизни не будет достаточно времени, чтобы воплотить все эти проекты по отдельности. Поэтому я соединил их воедино».


PinchukArtCentre
ул. Басейная, 1/3–2,
блок А, Бессарабский квартал
Вт.–вс. 12:00–21:00
Пн. — выходной
Вход свободный