В четверг в «Мистецьком арсенале» стартует первая Киевская биеннале современного искусства Arsenale 2012 — вероятно, самое ожидаемое культурное событие в этом году. 24 гектара выставочной площади, 22 украинских и 99 зарубежных художников из 30 стран, в экспозиции — 231 работа, из которых 40 созданы специально для биеннале и будут показаны впервые. Куратор Arsenale 2012 — англичанин Дэвид Эллиотт, ранее возглавлявший музеи современного искусства в Оксфорде, Стокгольме, Стамбуле и курировавший 17 биеннале в Сиднее. Своеобразным предисловием и презентацией киевской биеннале стал «Золотой лотос» корейского художника Чоя Джонг Хва, который демонстрировался в апреле на Майдане. Кроме того, Arsenale 2012 предшествуют масштабные образовательная и теоретическая программы, цель которых — подготовить зрителя и дать ему необходимый багаж знаний для понимания и обсуждения современного искусства.

Гид по Arsenale 2012. Зображення № 1.

 

Наталья Заболотная, комиссар Arsenale 2012, генеральный директор «Мистецького арсенала»: «Arsenale 2012 предоставит возможность украинскому зрителю впервые в таком объёме увидеть современное искусство мирового масштаба. В главную экспозицию войдут произведения самых выдающихся художников XX и XXI веков — известные в мире, но никогда раньше не экспонировавшиеся на Украине. Сегодня это крайне необходимо, поскольку за последние годы Украина изменилась — в первую очередь потому, что изменилось сознание украинцев. Люди в нашей стране, и прежде всего молодое поколение, чувствуют себя интегрированными в глобальное общество, живут на одной волне с современным миром и чувствуют необходимость современного, актуального международного искусства».


ПРОГРАММА

 

ОСНОВНОЙ ПРОЕКТ «ЛУЧШИЕ ВРЕМЕНА,
ХУДШИЕ ВРЕМЕНА — АПОКАЛИПСИС И ВОЗРОЖДЕНИЕ
В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ»

В название проекта вынесены первые строки знаменитого романа Чарльза Диккенса «Повесть о двух городах» (A Tale of Two Cities, 1859), события которого происходят во время Французской революции. С точки зрения куратора биеннале Дэвида Эллиотта, эти слова как нельзя лучше могут описать современную ситуацию в мире в целом и в современном искусстве в частности. Человек всегда волен смотреть на ситуацию оптимистично или пессимистично и в зависимости от этого приходить к определённым выводам, именно такая свобода в трактовке является большим преимуществом для современного искусства и делает его возможным.

Выставка будет построена на четырёх основных идеях. «Неутомимый Дух» — взгляд на то, каким образом мы получаем силу от верований, мифов и знаний Вселенной, неподвластных материальным нуждам. «Во имя Порядка» — исследование того, как под прикрытием рационального власть пытается доминировать над культурой посредством создания меркантильных иерархий. «Плоть» — раздел, посвящённый теме человеческого тела, его аппетитов, желаний и ограничений. «Неспокойный Сон» — сосредоточенность на ночных кошмарах и предчувствиях катастрофы, без которых человечество не имело бы возможности изменяться.

Гид по Arsenale 2012. Зображення № 2.

Гид по Arsenale 2012. Зображення № 10.

 

Дэвид Эллиотт, куратор основного проекта: «Большинство выставок, которые сегодня устраиваются, евроцентричны в своих предположениях и отношении к арт-рынку. Не отбрасывая этого, экспозиция „Лучшие времена, худшие времена“ пытается представить другую картину, которая учитывает политические и эстетические изменения, сформировавшие так много образцов современного искусства. При этом все ещё активные влияния культурной политики Иосифа Сталина и Мао Цзэдуна игнорируются не больше, чем гораздо более древние эстетические традиции, которые живут и пребывают в постоянном развитии — Азии, исламского мира, Африки, самой Европы (и Северной Америки), а также других регионов — и которые поддаются прямому воздействию современной жизни. Влияния, подобные этим, как и многие другие, впадают в одноуровневое плато, которое мы и называем современным искусством».

 

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«ДВОЙНАЯ ИГРА»

Название проекта «Двойная игра» апеллирует к чемпионату Европы по футболу, который в этом году проходит на территории Украины и Польши. Участники специального проекта — польские и украинские художники — представят 50 работ, среди которых картины, объекты, инсталляции и перформансы. Большинство работ созданы специально для киевской биеннале и будут расположены на втором этаже «Мистецького арсенала», который, кстати, впервые откроют для посещения.

Гид по Arsenale 2012. Зображення № 11.

Гид по Arsenale 2012. Зображення № 13.

 

Александр Сольвьев, куратор специального проекта: «Данный проект — это уникальная возможность для художников, кураторов и критиков из обеих стран (Украины и Польши. — Прим. ред.) встретиться, провести дискуссии, найти точки соприкосновения и обозначить зоны идентичности, различия и родства. Это очень важно, поскольку, несмотря на то, что обе страны имеют общую границу и разделяют часть общей истории, существует нехватка взаимных знаний о культуре и искусстве обеих стран. Проект можно рассматривать как своеобразный тест локальной культурной ситуации в контексте глобалистичного мира, что наилучшим образом отвечает формату международной биеннале».

 

ТИТУЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«АРХАИЧНЫЕ ФОРМЫ — АКТУАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД»

На территории «Мистецького арсенала», а именно на оборонительных валах, которые его окружают, появится около сотни каменных баб — каменных изваяний от одного до четырёх метров в высоту. Древние скифы и половцы устанавливали такие скульптуры на курганах. Каменные бабы предоставлены для экспозиции украинскими музеями Днепропетровска, Запорожья, Бердянска и Евпатории.

Гид по Arsenale 2012. Зображення № 14.

Гид по Arsenale 2012. Зображення № 16.

 

Ольга Мельник, начальник отдела развития музейного дела «Мистецького арсенала»: «Это „нашествие степовых истуканов“ должно напоминать нам о нашей одновременной обращённости как в Европу, так и в Азию, о восстановлении связи времён. Исторические артефакты в контексте современного искусства отнюдь не выглядят как инородные тела. Ведь искусство делает явными исторические циклы, закольцовывает в бесконечности ленты Мёбиуса прошлое, настоящее и будущее».


ДИСКУССИОННАЯ ПЛАТФОРМА
«ИСКУССТВО ПОСЛЕ КОНЦА СВЕТА»

Эта платформа проходит в формате дискуссий, лекций, семинаров и мастер-классов с 23 марта по 25 мая. Куратор дискуссий — арт-критик и историк искусства, гостевой профессор в нескольких университетах США и Европы, шеф-редактор раздела «Искусство» портала Openspace.ru Екатерина Дёготь.

«Что есть и чего не должно быть?» — этот вопрос служит исходным пунктом дискуссионной платформы, куратор адресует его современным ведущим теоретикам искусства, философам, социологам и активистам, а также специально отобранным для участия в проекте художникам. Участникам дискуссионной платформы предложено поразмышлять, каким будет искусство после конца света. По итогам дискуссионной платформы летом будет издана книга.

Гид по Arsenale 2012. Зображення № 17.

Гид по Arsenale 2012. Зображення № 18.

 

Екатерина Дёготь, куратор платформы: «Утопическая традиция художественного переизобретения общества сегодня становится политической необходимостью. Именно поэтому во время дискуссионной платформы первой киевской биеннале о духе будущего общества спорят не профессиональные политики, экономисты и юристы, а художники, философы, активисты и теоретики. Участникам платформы будет предложено представить и описать наш общий мир после конца света, с особым вниманием к роли искусства в нём».


«Ненасилие как ответ идеологии неограниченных возможностей»
Лекция философа и социлога, профессора Лондонского университета Ренаты Салецл и дискуссия при участии Катерины Грегос.
Когда: 25 мая, 17:00
Где: «Мистецький арсенал», ул. Лаврская, 12
Вход: свободный

 

 

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В параллельную программу биеннале включены культурные и художественные события, которые проводятся одновременно с основной программой Arsenale 2012 по инициативе ряда художественных институций Украины. Здесь представлены наиболее значительные и активные участники арт-процесса из Киева, Харькова, Одессы, Херсона и Днепропетровска. Программа состоит из 45 проектов, которые будут представлены в более чем 30 художественных локациях: галереях различного формата, арт-центрах, художественных лабораториях и резиденциях.

Гид по Arsenale 2012. Зображення № 19.


ПРОЕКТЫ

КИЕВ


«Я Галерея» (Арт-центр Павла Гудимова), ул. Хоревая, 49
 — Антон Логов. Проект «Генофонд». Geo
 — Садан. Проект «Генофонд». «Бруд»
 — Тиберий Сильваши. «Обрамление»
 — Игорь Янович «Контекст»
Instit