Всего за полгода запущенное здание Малой оперы на Дегтяревской преобразилось и стало одной из самых популярных концертных площадок в городе. В минувшие выходные здесь выступали Дэйв Харрингтон и Валентин Стип, ранее давали концерты Olugbenga, Motorama, Mujuice, Trust, Tesla Boy, «ДахаБраха», The Retuses, SunSay. Обустройством помещения и организацией всех мероприятий здесь занимается творческая группа Angar — семеро парней, половина из которых ещё год-два назад заканчивали учёбу в вузах.

Этим летом, кроме проведения концертов и массовых вечеринок в «Малой опере», команда начала устраивать ночные киносмотры в парке Дружбы Народов, которые также быстро завоевали популярность. The Village поговорил с основателями Angar Марком Петренко и Сергеем Малецким о том, как формировалась их творческая группа, как они находят востребованные форматы и чего ещё не хватает городу.

 

  

Марк Петренко

Сергей Малецкий

  

О здании Малой оперы

Марк Петренко: Зал бывшего Клуба трамвайщиков я увидел больше двух лет назад на фото в интернете, и почти месяц искал здание, в котором он находится. Помещение оказалось бесхозной частью театра «Киевская малая опера». Мы договорились с руководством и стали проводить здесь свои мероприятия. Конечно, сначала сделали ремонт. Изначально мы опасались проводить ночные мероприятия в таком обветшалом помещении, но однажды к нам пришли ребята из клуба «Зелёный театр» и предложили организовать здесь вечеринку по случаю конца света. Здание выстояло. Выяснилось, у нас «качёвый» пол — то есть, когда на концерте толпа прыгает на нём, он качается, не провалится. Мы вызывали специалистов, которые его исследовали и подтвердили, что всё очень основательно сделано, и самое страшное, что может произойти, — кто-то проломит паркет.

Cергей Малецкий: Около пяти лет я жил на Дегтяревской, у меня даже в мыслях не было, что на Лукьяновке есть ещё что-то интересное, кроме рынка. Хотя это хороший район, даже странно, что до нас здесь ничего такого не происходило.

Впервые я пришёл в Малую оперу на концерт группы «Друзья Гагарина». Зашёл в зал и просто потерял дар речи: атмосфера впечатлила. Потом побывал ещё на одном мероприятии и, наконец, решил сам организовать здесь что-нибудь. Встретился с директором театра, который размещается в здании, мы поговорили, и я стал его сотрудником — директором киевской антрепризы при Малой опере. Так что я культурный деятель.

Здание изначально очень крутое, но до ремонта выглядело совершенно иначе. Когда я показываю старые фото, многие не верят, что оно было таким. Но и сейчас есть ряд проблем, которые нужно решить, поэтому мы опять занялись ремонтом.

  

Дом на Дегтяревской, 5 построили в 1902 году для Общества трезвости. Во время войны в здании располагался госпиталь, потом — Дом культуры Киевского трамвайно-троллейбусного управления, затем — офисы, секонд-хенд, школы танцев. В 2009 году в здание переехала Киевская малая опера. Участники Angar отремонтировали два помещения. Сейчас здесь, кроме концертов, устраивают вечеринки, а также сдают помещения в субаренду.

 

 

Об организации Angar

Cергей Малецкий: В «Ангаре» семь человек. Сам я раньше занимался организацией квартирников и концертов, потом из Санкт-Петербурга приехал Ян Лебедь, и мы стали вместе это делать. Марк Петренко, Олег Звонарёв и Игорь Пынзарь — участники бывшего Bauhouse, организации, занимавшейся кинопоказами. Павел Никандров и Ростислав Русаков присоединились к нам в ходе организации новогодней вечеринки Astro Surf. Собственно, с неё всё и началось. То есть, Angar — это не Малая опера, это организация, созданная в её стенах. Мы ничего грандиозного не планировали, просто провели вместе эту вечеринку и поняли, что получилось, что всем понравилось. Тогда решили объединиться и продолжать. Главные направления деятельности Angar — концерты, кинопоказы, музыкальные и туристические туры, которые мы планируем запускать ближе к зиме, и развитие самой площадки Малой оперы.

Раньше мы всё делали совместно, но в новом сезоне у каждого будет своя сфера ответственности. Как работается вместе? Да по-разному. Семь голов — всё этим сказано. 

Марк Петренко: Поначалу мы всё делали сами, даже ремонт в здании. Помню, делаем вместе афишу, печатаем две тысячи экземпляров, грузим в машину. Зима. Ночь. Клеим эти афиши до 6 утра. Есть что вспомнить. Теперь уже понимаем, что нужно научиться делегировать какие-то задачи и заниматься именно менеджментом, управлением. В существующем составе сделать что-то более масштабное сложно, поэтому штат ещё будет расширяться.

Раньше всегда кто-то забывал что-то сделать. Полгода мы поработали в условиях демократии и поняли, что нужна диктатура. Разделились по проектам и создаём свои штабы. В общем, скоро всё изменится, с 1 сентября.

 

 

О кинопоказах

Марк Петренко: Сама идея с кино всем понятна и знакома. Ещё при Союзе были такие оупен-эйр-кинопоказы, как в «Зелёном театре», например. 

Когда два года назад мы, ещё как Bauhouse, начинали организовывать кинопоказы, это было что-то свежее, мало кто делал нечто подобное. На первые сеансы на пляже приходило человек 15. У нас был маленький экран и две коробки, на которых стояли стаканчики — наш бар. Приходили, конечно, только свои. Но мы с каждым разом поднимали планку. Заехали в «Кинопанораму» — к нам стало приходить уже несколько сотен человек. Сейчас кинопоказы возле Московского моста делаем совместно с Pepsi, это уже другой уровень — шезлонги, ограждённая территория, нормальный бар. Вечера кино сейчас многие стали проводить, но никто не делает их настолько массовыми и продуманными от начала до конца.

 

 

  

Сейчас мы многое позволяем посетителям, иногда слишком: приходят с огромными пакетами из супермаркетов, а потом еле уходят уже без них.

  

 

 

Кинотеатры, где мы устраиваем ночи кино, несколько раз менялись. Нынешняя локация — «Киевская Русь» — подходит размерами, но сейчас многие фильмы выходят в 3D, и их лучше смотреть в современных кинотеатрах. Возможно, мы будем менять место, переходить в какие-то новые многозальные кинотеатры. 

Сейчас мы многое позволяем посетителям, иногда слишком: приходят с огромными пакетами из супермаркетов, а потом еле уходят уже без них. Когда мы решили запретить напитки с собой, чуть ли не митинг протеста случился. А в прошлый раз попробовали за каждым закреплять определённое место (обычно их занимают те, кто пришли первыми), в итоге получилась неразбериха. В общем, есть ещё на чём работать.

  

Ночи кинопремьер сейчас проводят в большом зале «Киевской Руси», а прежде — в Kronverk Cinema. Обычно показывают два-три новых фильма. В перерывах можно поиграть в настольный футбол, послушать музыку.

 

 

О концертах

Сергей Малецкий: Среди приглашённых не было случайных гостей, только группы и исполнители, которых я сам знаю и слушаю. Были особо яркие моменты — концерт «ДахиБрахи», например. Если бы я попал на Chillwave Festival как посетитель, был бы в восторге: драйв, Slow Magic в толпе, милиция нагрянула! Но как организатор я понимал, что на этом всё может закончиться. Motorama ещё удивила — они в жизни очень спокойные, а на концерте устроили настоящий слэм.

Из подтверждённых артистов на ближайшее время — Jay-Jay JohansonЛуи Франк с проектом «Атлантида» и On-The-Go. Но вообще лучше не загадывать. 

Марк Петренко: Да, Slow Magic выделился! Ему уже давно пора было начинать концерт, а мы нигде не могли его найти. Потом обнаружили в одной из комнат с фанаткой, еле вытащили. А в ходе концерта он пригласил всех фанов на сцену. Как раз в тот момент, когда только ушла милиция. Её соседи вызвали: из-за жары мы открыли окна и было очень шумно. Так вот, патруль возвращается, а у нас тут толпа на сцене чуть ли не хороводы водит, кураж, дорогая аппаратура куда-то летит, исполнитель ушёл в народ, а народ этот скандирует: «Fuck the poliсe». В общем, было весело. 

Mujuice ещё запомнился — это было первое мероприятие, когда пришлось буквально силой удерживать людей и закрыть вход. Мы просто не справлялись с огромным потоком желающих попасть на концерт.


  

Angar организовали всего более 30 концертов в Малой опере. Средняя цена билета — 80–100 гривен. Выступали здесь как местные музыканты (Сергей Бабкин, Pianoboy, SunSay, «Друзья Гагарина», «ДахаБраха»), так и приглашённые исполнители — Motorama, Mujuice, Trust, Tesla Boy, Pur:Pur.

 

 

Об аудитории

Сергей Малецкий: Аудитория у нас достаточно неоднородная, поскольку мероприятия сильно отличаются. Например, на Trust и на белорусский кабаре-бэнд «Серебряная свадьба» приходят очень разные люди. Хотя всё чаще вижу одни и те же лица, то есть какое-то наше комьюнити уже сформировалась. Опять же, мы достаточно быстро набираем популярность в соцсетях. Точно знаю, что приезжают из других городов, в основном из миллионников и областных центров.

Марк Петренко: На ночи кино ходит в основном молодёжь, для которой это скорее тусовки. Была идея организовать мероприятие немного для другой публики — устроить вечер с неиссякаемыми напитками, красной дорожкой, розыгрышем спортивного авто и ценой билета в 300 гривен. Но потом решили, что брать три сотни за кино — рискованно. В Киеве и так достаточно мест такого уровня — с кожаными диванами, обслуживанием и прочим. Их посетителям нет смысла тусоваться со студентами, хипстерами и сражаться за халявный напиток, которым мы угощаем первую сотню. 

При всём этом на ночь кино идут вовсе не ради экономии. Да, в сравнении с обычными кинотеатрами ты платишь гривен на 40 меньше, но не ради этого стоишь в очередях и ходишь невыспавшимся на следующий день. На ночь кино идут ради атмосферы. Людям нравится массовость, все эти очереди, битва за места. Вечера кино для 50 человек мы могли бы хоть каждый день проводить, но на них неинтересно ходить. Кино на пляже на самом деле мало кто смотрит, ну разве что ещё первый фильм. Туда приходят пообщаться, посидеть под звёздами, устроить пикник.

  

Ночи кино в парке Дружбы Народов устраивают дважды в месяц. За ночь показывают три ленты одного режиссёра или с участием одного актёра. Уже были ночи Вуди Аллена, Эдриана Броуди и Гая Ричи. Ближайший киносмотр 10 августа посвятят творчеству Джима Джармуша. На пляже помешается около пятисот человек. Территория ограждена, работает бар, но еду и напитки можно приносить с собой. Напрокат дают шезлонги. Размеры экрана 8 х 4,5 метра. Вход — 60-80 гривен.

 

 

О развитии

Сергей Малецкий: Недавно узнал об отличной площадке в Париже — Le Trianon. Этому зданию, как и Малой опере, больше сотни лет, оно также горело и было когда-то кинотеатром. А сейчас там концертная площадка, где проходят мероприятия нашего формата. Я смотрю на Le Trianon и понимаю, что у нас впереди ещё огромный путь. Из других мест, на которые можно ориентироваться, — амстердамский Paradiso, в прошлом заброшенный костёл, сейчас культовая концертная площадка. Вот когда мы немного приблизимся к такому уровню, тогда, возможно, и будем думать о других локациях в Киеве. А пока в Малой опере нужно всё до ума довести. Хотя её масштаба уже мало: для концертов, которые хотелось бы устраивать, пространства недостаточно. 

Да, мы готовы сотрудничать с городскими властями. Без этого не обойтись, если мы ходим создать свой Le Trianon. Здание на Дегтярёвской умирает, вернее, умирало до нас, поэтому было бы хорошо, если бы власти помогли нам его реанимировать и дальше.

 



  

В Киеве всё же есть куда пойти, а в других городах ещё недостаточно интересных мероприятий, поэтому мы решили расширяться.

  

 

 

Марк Петренко: Малая опера была и останется чем-то вроде штаб-квартиры организации. В выходные будем стараться проводить здесь свои мероприятия, а в будние — отдавать площадку под различные мастер-классы и прочее. Единственное, мы поняли: корпоративы сюда пускать не стоит.

Следующим летом ночи кино на пляже будем проводить также в Одессе. Ночи кинопремьер с сентября будут проходить в Харькове, Донецке и в Одессе, а ближе к октябрю — возможно, ещё в Днепропетровске и во Львове. В Киеве всё же есть куда пойти, а в других городах ещё недостаточно интересных мероприятий, поэтому мы решили расширяться.

 

 

О конкуренции

Сергей Малецкий: Раньше я редко куда-то ходил в Киеве — просто мероприятия, которые здесь проводили, мне не особо нравились. Вероятно, такой вакуум и вызвал наше появление. Всё приходит в своё время и в своём месте. И уходит. Не факт, что через год-два не появится кто-то, кто будет делать нечто подобное лучше нас. Я даже буду искренне рад. Пока же явных конкурентов у «Ангара» нет. Разве что старый добрый Xlib. Ещё есть «Зелёный театр», но у них другая целевая аудитория и своя атмосфера. Все как-то по направлениям, по нишам разбиваются. В «Лесном причале», например, электронная и дэнс-музыка, но хорошо, что есть из чего выбирать.

Периодически мне звонят и спрашивают, когда мы закроемся. Да, изначально мы сами не знали, долго ли здание Малой оперы пробудет в нашем распоряжении. Но сейчас всё хорошо. Мы обязательно всех предупредим, когда решим закрываться, но пока что не собираемся. Даже сделать перерыв, просто отдохнуть сейчас сложно: механизм уже запущен. Не знаю, ждут ли от нас чего-то. Наверное, ждут.