Big Idea — платформа коллективного финансирования проектов. Работает проект по принципу краудфандинга (от англ. crowd — «толпа», funding — «финансирование»): авторы предлагают свои проекты и через сайт собирают средства на их реализацию. Изначально Big Idea был блогом о новых идеях, но в июне 2012 года превратился в платформу. С того момента удалось собрать на 8 полноценных проектов. Те, кто даёт деньги на проекты, преимущественно знакомые их авторов, желающие поддержать общественно полезные и творческие инициативы.

 

Big Idea — аналог масштабного американского сервиса Kickstarter, который сформировал новый принцип инвестирования. Ежемесячно Kickstarter бьёт рекорды собранных сумм на творческие проекты: последний — $10 миллионов на один проект. С 2009 года на платформе собрали больше $100 миллионов. Сервис принимает деньги через систему Amazon Payments, при этом забирает 5 % собранной суммы денег, ещё 3–5 % берёт Amazon. Зарегистрировать свой проект может любой желающий, но получателем конечной суммы обязан быть резидент США. 

 

 

8

проектов реализовано

 

150 000

гривен инвестировано

 

654

вкладчика

 

 

Как работает механизм
коллективного финансирования

Подготовить план

Перед тем, как предложить проект, автор обязан подготовить детальный план его реализации. Затем выбрать срок, за который нужно собрать деньги: по правилам Big Idea, он не должен превышать 100 дней. Также необходимо продумать вознаграждения, которые получат вкладчики после успешного сбора средств. Это могут быть музыкальные альбомы, книги с автографом автора или выражение благодарности в СМИ.

 

 

На сайте не получится зарегистрировать ком­мер­чес­кие проекты, а также благо­твори­тельные и политические инициативы. На платформе можно собирать средства на проекты в сфере здра­во­охра­не­ния, образования, литературы, спорта, музыки, научных исследований, профессиональных путешествий и журналистики. Команду Big Idea  финансируют международные организации «Гёте-институт», Британский совет, USAID, PACT и Uniter.

 

Снять промовидео

Далее идею представляют на сайте, обязательным условием является видеовизитка, в которой кратко рассказано об идее и иногда авторах. Как показывает практика, от качества промовидео и его креативности напрямую зависит, соберёт проект нужную сумму или нет.

 

 

 

Найти вкладчиков

Команда Big Idea тем временем помогает продвигать проекты, создавая сопровождающие графические материалы. Но поиск заинтересованных вкладчиков и информационное сопровождение проектов — в первую очередь обязанность самих авторов. Для этого они ведут блог, где сообщают последние новости, постят фотографии и важные графические материалы. Также авторы должны продвигать свой проект на Big Idea через социальные сети.

 

 

Механизм инвестирования работает через систему «Спiльнокошт» на базе платёжного сервиса iPay. Деньги можно перечислить с карт Visa или Master­Card. При этом сумма вкладов не ограничивается, но чаще всего пользователи инвестируют около 250 гривен. Есть и статистика по максимальным и минимальным вкладам за время существования Big Idea: от 1 гривны до 6 200.

 

Заключить договор

Если инициатива успевает набрать нужную сумму, автор заключает договор с Big Idea и получает этот финансовый грант. И далее самостоятельно поддерживает связь с вкладчиками, информируя о развитии и продвижении идеи. Если нужное количество денег собрать не удалось, накопленные средства возвращаются вкладчикам, а проект снимают с сайта.

 

 

 

 

Реализованные проекты

 

«Спiльнокошт»

128 вкладчиков собрали 38 260 грн.

Подключение онлайн-финан­сиро­вания cайта Big Idea через систему электронных платежей iPay. После этого на платформе можно собирать деньги на новые проекты.

 

 

Сингл группы «Синя Вапа»

7 вкладчиков собрали 5 000 грн.

Молодая инди-группа «Синя Вапа» собрала деньги на студийную запись своего сингла «Скука». Его можно прослушать на странице группы на сайте Big Idea.

 

 

«Семейная медицина»

38 вкладчиков собрали 14 121 грн.

Проект по внедрению электронной медицины в крымском районе Совет­ский. Необходимо было закупить программное компьютерное обе­спе­че­ние для врачей для меди­цин­ских онлайн-консультаций. Часть денег потратили на обучение сотрудников основам работы с компьютером и программами для видеоконференций, а также использованию специальной системы «Семейная медицина».

 

 

«Надежда нужна всем»

107 вкладчиков собрали 16 500 грн.

Проект Нияса Измайлова, двукратного чемпиона Европы, чемпиона мира по бодибилдингу, родившегося с ДЦП. Он собирал деньги на спортивное обо­ру­до­ва­ние и разработку промо­мате­ри­алов для тренажёрного зала в Джанкое, где люди с ограниченными физическими воз­мож­нос­тями смогут заниматься вместе с обы­чными посетителями. В данный момент Нияс ждёт, когда изготовят специальные тренажёры для обустройства центра.

 

 

«Декаданс берёт своё»

104 вкладчика собрали 24 701 грн.

Галя Шиян захотела издать книгу лау­ре­ата Букеровской премии Ди Би Си Пьера «Свет погас в стране чудес» на укра­ин­ском языке. Издание должно было стать синергией разных видов искусства. Для этого создали пять арт-объектов к каж­дой из частей романа (видео, музыку, ил­люс­тра­ции). В Big Idea собрали деньги на гонорары художникам и компо­зи­то­рам, которые работали над допол­не­ниями к книге. Впоследствии сам автор книги признался, что это лучшее издание его романа.

 

 

«Игротека в Инкермане»

41 вкладчик собрал 6 100 грн.

В Инкермане открыли игровую комнату для детей и подростков, чтобы отвлечь их от компьютерных мониторов. Помещение у авторов проекта уже было, средства собрали на покупку развивающих игр для комнаты.

 

 

«Музыка берлинской стены»

21 вкладчик собрал 5 000 грн.

Украинская группа Alarm Pressure собрала средства для выступления на месте падения Берлинской стены, решив тем самым привлечь внимание Европы к украинскому музыкальному творчеству. Сейчас музыканты монтируют видеоотчет о выступлении.

 

 

«Сказки, которые собирает маленькая Магдалена»

90 вкладчиков собрали 27 865 грн.

Сбор средств на издание книги сказок. Автор проекта — Диана Карпенко-Кантер — год путешествовала по Америке со своей двухлетней дочерью Магдаленой и собирала сказки Мексики, Гватемалы, Гондураса, Никарагуа, Панамы, Колумбии, Эквадора, Перу, Боливии и Аргентины, которые нуждались в конкретном воплощении.

 

 

Как преуспеть в краудфандинге

Просить небольшую сумму

Если проект просит небольшую сумму (до 15 000 гривен), это увеличивает его шансы собрать деньги в краткие сроки и при этом не пасть под бременем обязательств перед вкладчиками. Нужно помнить про обещания: разослать, скажем, 1 000 копий дисков тем, кто дал денег, очень сложно.

 

Достаточно $2 000 

Суммы в 2 000 долларов достаточно, чтобы идея сдвинулась с места: деньги могут уйти на создание сайта, покупку техники, запись сингла. То есть стартовый ресурсный капитал, чтобы заявить о себе.

 

Финансировать часть проекта

На краудфандинговой платформе обычно просят денег не на весь проект, а на некоторую его часть. Остальные средства можно найти в каком-либо общественном фонде или вложить собственные сбережения.

 

Рассказывать о процессе

После того, как проект получил деньги, нельзя забывать рассказывать вкладчикам о том, как продвигается процесс дальше.

 

Трезво представлять идею

Необходимо представлять мысленно готовый проект, где чётко прописана стратегия его реализации. Нельзя прийти с идеей «а давайте вместе сядем и подумаем над фильмом/книгой/клипом», это просто мысль, а идеи пока нет.

 

Проработать презентацию

Проработка представления проекта для остальных пользователей — это шанс заинтересовать людей своей идеей. 50 % успеха проекта зависит от видеопрезентации.

 

 

В 2009 году мы создали блог, где люди делились своими идеями. Мы рассчитывали на то, что участники проекта будут вдохновлять друг друга. Со временем мы решили, что было бы здорово увидеть некоторые идеи в реализации. Тогда стали делать проект Sunday Borsch: это были встречи, куда люди приходили делиться своими задумками. На Sunday Borsch мы собирали деньги в микрофонд, а затем зрители голосовали за лучшие идеи. Победитель голосования получал средства на реализацию своего проекта. Потом мы подумали, как монетизировать сайт: на реализацию механизма «Спiльнокошт» собрали деньги так же, как сейчас собираем на другие проекты: через коллег, знакомых, друзей и родственников.

 

 
ИРИНА СОЛОВЕЙ

сооснователь платформы Big Idea

 

 

Чтобы проект набрал необходимую сумму, надо зажечь им публику. Автор должен активизировать свои усилия для сбора денег. Для этого приходится деликатно напоминать друзьям, знакомым и коллегам, которые обещали поддержать проект.

Сегодня у нас висит около 50 проектов. Большинство из них недотягивают ни идейно, ни практически, то есть хотят сразу и много. Только один проект из этой пятидесятки смог стартовать и успешно собрать необходимую сумму. Около 10 проектов стоят внимания и имеют интересные замыслы, но основной камень преткновения — создание видеовизитки проекта. Это двух-трёх-минутное откровение автора, его обращение к интернет-сообществу, к людям, которые автора знают или, наоборот, услышат и увидят впервые. Речь не идёт о создании суперкачественного и дорогого документального фильма о вашем замысле. Снимать можно даже на телефон. Всё, что требуется от автора, — попытаться быть простым, настоящим, ну или в образе той аудитории, к которой он будет обращаться.

Принцип, который работает, — микрофинансирование. Проекты просят небольшие суммы, в среднем около 14 000 гривен. Это увеличивает их шансы собрать необходимую сумму в краткие сроки. Также действенен принцип cost share (разделение финансовых обязательств). Например, просят не 100 000 гривен на создание и издание книги, а 20 000 гривен на вёрстку, дизайн и редактирование. Деньги же на издание находят у фонда, у самого издательства или вкладывают свои. И в первом, и во втором случае есть риски, но в случае с разделением финансовых обязательств автор проекта публично ручается за исполнение проекта.

 

 
НИКОЛАЙ СТЕПАНЕЦ

координатор проектов