Организуемый при поддержке The Village проект Idea Breakfast — это утренние встречи с интересными и вдохновляющими людьми со всего мира. В разделе «События» публикуются анонсы предстоящих завтраков, а после каждой встречи на The Village — цитаты из выступлений и видео.

Гостем последнего Idea Breakfast стал Павел Руминов — российский режиссёр и сценарист. Павел без менторства рассуждал о смысле жизни, о природе возникновения хороших идей и о том, почему не стоит ждать.

Павел Руминов

 

— российский режиссёр и сценарист. В 2004 году дебютировал с короткометражным фильмом «Deadline / Ключевое действие» и получил целый ряд наград на кинофестивалях «Кинотавр», «Московская премьера», «Кинотеатр.doc», Международном кинофестивале в Тусоне (США). В прошлом году Руминов получил главный приз «Кинотавра» за картину «Я буду рядом»

 

Я в фан-клубе фильма «Всегда говори да». Поэтому на каждое третье предложение отвечаю да.

Мы слишком много ждём. Ждём, что вот сегодня возьмёт и придёт тот самый мейл. Стивен Спилберг напишет: «Случайно увидел твою работу, лечу пожать твою руку!» Или Николь Кидман напишет: «Видела мельком твою работу, кончила уже от ролика в YouTube». И вот мы сидим в ожидании такого мейла, а жизнь потихоньку проходит.

The Beatles, Бах и прочие — они не взялись из ниоткуда. Они очень долго шли к этому уровню мастерства. Это ленивая концепция и миф, что есть некая вспышка таланта. Жизнь такая короткая, лучше ведь оставить все силы здесь.

Мы часто себе говорим: «Для проекта нужно это, это, это — и вот тогда я покажу миру свои способности». Мы вступаем в торг со своей мечтой, как в постели: «Дорогая Мечта, я тебя хочу, но давай обсудим, что мы будем получать через два года...» И мечта, как и партнёр, от такого торга теряет свою силу.

Жизнь похожа на такую ситуацию: человек просыпается утром и видит, что его карманы набиты билетами на аттракционы. Он приезжает в центр аттракционов и может там прокатиться на любом. Но вместо того, чтобы кататься, получать удовольствие, человек мучаем себя вопросами: «Откуда у меня эти билеты? Кто их положил мне в карманы? За что? Почему?» Так и проходит жизнь: ты не катаешься на аттракционах, ты спрашиваешь: «Почему?»

 

 

 

 

Ты всё время себе повторяешь: «Надо, чтобы это было круто! Нельзя облажаться!» Но как мозг может что-то делать в такой обстановке? Это всё равно что включить death metal и заниматься японской каллиграфией.

 

 

 

 

Если не думаешь, не слушаешь, а просто как бы погружаешься внутрь, то видишь, что там Вселенная, Бог, чёрная дыра (кто во что верит) для тебя уже что-то приготовила: идею, ощущение. А если туда не заглядывать, то кажется, что ты не можешь найти себя и в мире для тебя ничего нет.

Встречи с людьми, которые рассказывают о своём жизненном пути, нас только путают. Тишина помогает ответить на гораздо больше вопросов. Я много ответов получил на «семинарах» в темноте в ванной. Я там запирался и подолгу сидел. На это даже подсаживаешься.

Пофигу, в чём смысл жизни. Потому что смысл каждой жизни индивидуален. Общего смысла нет. И как только ты забиваешь на эту общую супертему, теряешь интерес к вопросу, то всё становится просто.

Концепция, что ты должен быть лучше всех, должен быть исключительным, довольно странная. Я не представляю мир, где все семь миллиардов человек исключительные.

От ребёнка мы ничего сразу не ожидаем. Но если парень снимает фильм, то он почему-то уверен, что сразу начнёт ездить по фестивалям. Надо разрешить себе делать побольше ошибок, дать себе время на них, сказать: «Пять лет я себя не критикую».

Когда снимаешь важную сцену или делаешь какую-то другую важную работу, ты всё время себе повторяешь: «Надо, чтобы это было круто! Нельзя облажаться!» Но как мозг может что-то делать в такой обстановке? Это всё равно что включить death metal и заниматься японской каллиграфией.

 

 

 

 

Надо разрешить себе делать побольше ошибок, дать себе
время на них.

 

 

 

 

Фильм «Мёртвые дочери» не понравился никому, включая билетёрш и стулья в кинотеатре. У меня было стойкое чувство, что вселенная ко мне жестока. Но когда я такой, в статусе лузера, открывал холодильник и тянулся за едой, то еда почему-то не была против. И солнце, помню, мне в рожу всё же светило. И весь мир говорил как бы: «Чувак, всё классно, мне нравится».

Сейчас я уже понимаю, что поражение имеет огромную силу. И если её использовать, то ум узнаёт столько вещей, что становишься экспертом. Поэтому и есть выражение: эксперт — это тот, кто сделал максимальное количество ошибок в данной сфере.

Я хотел бы снять фильм о бегуне, который всю жизнь готовился к Бостонскому марафону. И вот событие началось, а этот человек захромал. Не снимая форму, он пошёл гулять по городу: встречается с людьми, пьёт кофе. У человека за это время куча всего происходит: с девушкой знакомится, влюбляется, а по телеку объявляют, что он главный лузер марафона, потому что сошёл с дистанции. А победитель, замученный чувак в поту, пытается изобразить радость. А этот лузер наоборот жить начал. Со мной что-то подобное случилось.

Я не хочу снимать фильм, с которым внутри борюсь. Можно продаться, и это классно — продаться. Но проблема в том, что мысль о том, что ты продался, не оставит.

Когда готов сценарий, то мне становятся понятны проститутки, мне тоже хочется встречаться с богатыми мужчинами, кажется, что прям готов короткую юбку надеть. Метафорично, конечно.

 

 

 

 

Вместо того, чтобы думать
о внешних ресурсах, мы должны
больше внимания обращать
на потенциал ума.

 

 

 

 

Я считаю, что если цель правильная, если результат сделает мир немного лучше, то можно вести себя как угодно.

Идея, что полный карт-бланш в творчестве — это классно, ложная. Каждый из нас и так имеет всё, что ему нужно, прямо сейчас и в огромном достатке. Вместо того, чтобы думать о внешних ресурсах, мы должны больше внимания обращать на потенциал ума. Я бы не хотел иметь полный карт-бланш, я бы хотел иметь немного денег на фильм. Потому что когда полный карт-бланш, то появляется много людей, которые хотят тебя трахнуть.

Ограниченность в средствах — это хорошо. Когда мы заходим в супермаркет и у нас уйма денег, мы накупаем и наедаемся всякой фигни: давай попробуем вот это, и вот это, и зальём всё шампанским... А когда у тебя 500 рублей, то твой ум мыслит ясно. Так и с маленьким кинобюджетом. Твоя креативность возрастает. Возрастает сила этого проекта. И в этом огромный плюс.

 

 

Полная видеозапись встречи