Украшенные лепниной арки с облетевшей штукатуркой, лестницы разной высоты и кривизны, расползающаяся по стенам виноградная лоза, паутина бельевых верёвок, соседи, болтающие друг с другом, высунувшись из распахнутых окон, и коты, лениво наблюдающие за всем этим из тени, — таков типичный одесский двор, где продолжается жилое пространство его обитателей. Считается, что именно старые дворики и их жильцы передают дух той самой Одессы, которой посвящено столько песен, стихов и анекдотов. Практически на каждой центральной улице города можно найти с десяток таких мест. The Village заглянул в самые колоритные дворики трёх одесских улиц, познакомился с их жителями и выяснил, что было в этих двориках раньше и какая жизнь протекает в них сейчас.

 

Улица Маразлиевская
ПРОТЯЖЁННОСТЬ — 1,1 КМ

Тихая и уютная улица, расположенная в центре Одессы, тянется от Суворовской аллеи, откуда видна Карантинная гавань, вдоль парка имени Шевченко до улицы Базарной. Улица появилась на карте города в 1828 году и вначале называлась Новой. Текущее своё название улица получила в честь городского головы, тайного советника Григория Григорьевича Маразли. С конца XIX века на Маразлиевской жила городская элита. Дома тут строги и изысканны. 

Для прогулки по дворикам стоит выбирать правую сторону улицы (если двигаться от моря). На этой стороне расположены дома от № 2 до № 64, тогда как большую часть левой стороны занимает парк. Почти каждый дом — памятник архитектуры, о чём сообщают таблички на фасаде. Кованые ворота, массивные деревянные перила в подъездах, богато украшенные лепниной и скульптурами фасады и арки — всё это говорит о былой роскоши зданий. Снаружи дома выглядят и сейчас вполне пристойно, но их дворики заметно обветшали: потрескавшийся асфальт, ржавые почтовые ящики и обвалившаяся штукатурка. В некоторых домах жители до сих пор пользуются печным отоплением. Почти все дворики на этой улице открыты, и туда можно свободно пройти. 

Виктория Евгеньевна Марченко

Жительница дома № 44

 

Живу в этом доме и в этом дворе 65 лет, я здесь родилась и выросла. Дедушка у меня был железнодорожник, он жил в доме в порту, а потом во время войны, когда там всё разбомбили, всех расселяли, наша семья попала сюда, на Маразлиевскую улицу. То есть в этом доме живёт уже несколько поколений нашей семьи. Историю дома знаю немного по папиным рассказам. До революции в доме жили всего три семьи — по одной на каждом этаже. На первом этаже жил владелец всего этого здания, на втором — генерал, на третьем — барон. Во дворе была конюшня, а в этом флигеле — людская (там были кухня и жильё для прислуги).

 

Улица Малая Арнаутская
ПРОТЯЖЁННОСТЬ — 2 КМ

Знаменитая Малая Арнаутская расположена в одном квартале от Привокзальной площади, между улицами Белинского и Старопортофранковской. Название улицы пошло от Арнаутской слободы, где жили арнауты (так турки называли албанцев-христиан), поселившиеся в Одессе после очередной русско-турецкой войны. Арнауты занимались в основном ремёслами и коммерцией, поэтому здесь можно было купить всё: от продуктов питания до книг, обуви, угля и прочих товаров. Во времена советских цеховиков улица обрела ещё один нарицательный образ: «Сделано на Малой Арнаутской» — то есть произведено подпольно.

Несмотря на близость ж/д вокзала и центра, улица достаточно тихая и сонная. Высота зданий не превышает трёх-четырёх этажей, а примерно половина улицы — это и вовсе двухэтажная застройка. Наиболее интересные дворики расположены в начале Малой Арнаутской, начиная от перекрёстка с улицей Белинского и до пересечения с Пушкинской. Здесь в доме № 9 жил Илья Ильф (один из авторов романа «Двенадцать стульев»), в доме № 10 чеканили фальшивые монеты, в доме № 40 обитал прообраз Остапа Бендера. Во дворике дома № 17 сохранился действующий колодец. 

Галина Бойничан

Жительница дома № 11

 

Живу в этом доме и дворе уже лет сорок. У меня два сына, две невестки и внук. Дом этот построен где-то в 1910 году. Никаких известных людей у нас тут не проживало, все простые, все работяги в основном — район тут такой. С соседями дружим, но такого, как раньше, уже нет. Раньше было интересно: собирались все во дворе, любили посидеть, полялякать. А сейчас уже многие сдают свои квартиры, нет прежних соседских отношений.

 

Улица Мясоедовская
ПРОТЯЖЁННОСТЬ — 1,1 КМ

Улица расположена в исторической части города, на Молдаванке, которая до 1820 года была рабочим предместьем Одессы. Улица Мясоедовская была названа по имени одесского помещика Дементия Мясоеда, которому принадлежали пивной и квасной заводы. На этой улице находилось его имение.

Жилые дома тут, как на большинстве улиц Молдаванки, в основном двух- и трёхэтажные. На улице расположены несколько муниципальных учреждений: детские сады, Еврейская больница, Инспекция по благоустройству городского совета и Главное управление МЧС Украины в Одесской области (на пересечении с улицей Прохоровской). 

Большинство двориков Мясоедовской расположены за железными воротами с кодовыми замками, преграждающими путь в арку. Но в дневное время суток двери чаще всего открыты (иногда, чтобы это узнать, нужно дёрнуть ручку на себя или толкнуть дверь внутрь). Несмотря на то, что район считается неблагополучным, дворики здесь довольно ухоженные, в некоторых много зелени и цветов. 

Виктор Макуховский

Житель дома № 6

 

Живу в этом дворе 30 лет, я был сотрудником милиции, приехал сюда из Житомира и получил тут государственную квартиру. Семья моя: два сына, жена и тёща, живём вместе. Домам, которые вы видите, по 110 лет. По рассказам старых жителей, в этом дворе на месте гаражей был дом, в котором снизу располагались конюшни, а сверху — ресторан. Говорят, сюда приходил Мишка Япончик (Известная фигура одесского преступного мира, прообраз Бени Крика из бабелевских рассказов. — Прим. ред.). Батька его жил на втором этаже в этом доме под номером 6.

Сейчас здесь как деревня: все друг друга знают, все общаются. А двор благоустраивали своими силами: сами скидывались деньгами, но помогал нам ещё Антон Киссе, он был председателем Ильичевского исполкома. Он нам полдвора заасфальтировал, когда баллотировался в Верховную раду. Тут были руины, и мы обратились к нему, он помог.


Фото: Маша Гонтарь