По украинскому ГОСТу, допустимая глубина выбоины на дороге — 6 сантиметров. При этом в Киеве встречаются ямы в буквальном смысле по колено. С такими провалами в работе коммунальных служб можно бороться в одиночку, о чём The Village уже писал, но есть и альтернативный вариант — попробовать использовать интернет и массовость, следуя успешному российскому опыту. 

Редакция проанализировала работу сервисов, с помощью которых можно добиваться решения коммунальных проблем, зачастую не выходя из дома.

 

«РосЖКХ»

Старт:

 

8 ноября 2012 года

 

Кто делает:

 

Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального

 

География:

 

Вся Россия

49 000

человек воспользо-
вались сайтом

 

300 000

заявлений отправлено

 

70 000

проблем

 

18 000

проблем решено
с первого раза

 

Начало

В 2010 году студент московского юрфака и житель города Люберцы Дима Левенец, окончательно устав от грязи в подъезде, сломанного лифта и множества других недоработок коммунальных служб, решил жаловаться. Не желая вступать в борьбу с маститыми сотрудницами домоуправления, он вник в закон, грамотно составил заявления и разослал их в интернет-приёмные госорганов. Через две недели коммунальщики зашевелились: как выяснилось позже, опасаясь внеплановой проверки Госжилинспекции. Метод Левенца пошёл в массы: алгоритм наведения порядка обсуждали на местном городском форуме, многие участники попробовали сами писать в приёмные через интернет и скоро опубликовали сканы ответов чиновников, а также фото с результатами работы коммунальщиков. 

По итогам года Люберцы заняли первое место в отчёте Госжилинспекции Московской области о количестве обращений граждан. После этого Левенец с подругой открыли сайт «Домдвордороги» с образцами заявлений и собрали ссылки на интернет-приемные всех 83 регионов России. На волне общей гражданской активности в Москве ресурс стал популярным, а один из лидеров оппозиционного движения Алексей Навальный позвал команду запускать аналогичный проект «РосЖКХ», уже с достаточным бюджетом и временным запасом. Благодаря разработкам программистов, отправить стопки грамотно составленных заявлений во все инстанции можно двумя кликами.

 

Механика

«РосЖКХ» — своего рода машина по отправке готовых заявлений в госорагны. На сайте пользователь указывает проблему (необходимо выбрать из перечня, например, «неисправный лифт», «сломанный почтовый ящик» и т. д.) и заполняет подготовленную юристами форму заявления, в которой уже есть ссылки на законы и выдержки из судебной практики.

Заявление занимает 3–4 страницы — пользователю остаётся только в двух словах описать ситуацию и указать свои контактные данные. При отправке документ сначала попадает на рассмотрение «РосЖКХ»: администрация следит, чтобы заявления были содержательными и без брани, после чего даёт им ход.

Сразу 5 копий уходят во все компетентные госорагны (Госжилинспекция, Департамент ЖКХ, губернатор, Роспотребнадзор и прокуратура). Заявление оказывается в электронной почте чиновников, при этом в качестве отправителя указан e-mail пользователя, а не администрации «РосЖКХ». Электронные обращения приравнены к официальным, поэтому все ведомства должны их зарегистрировать и в течение 30 дней дать ответ. После того как жилищный инспектор получает заявление, он проводит внеплановую проверку, фиксирует нарушения в акте, выписывает штраф начальнику обслуживающей компании и выдаёт предписание устранить нарушения.

Справка

 

По российскому законодательству, грязь в лифте — это не просто грязь, а административное правонарушение, за которое начальнику жэка грозит штраф. 

Через 45 дней сайт присылает пользователю e-mail, в котором его просят отметить проблему как решённую или отправить повторное заявление. Массовая рассылка, повторные жалобы портят статистику чиновникам, и они просто вынуждены заставить жэк исправить нарушение, чтобы закрыть заявку и написать отчёт.

 

Дмитрий Левенец

координатор проекта «РосЖКХ»

 

«РосЖКХ» — один из самых популярных проектов фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального. Просто проблемы ЖКХ близки к людям. Все реагируют на проект примерно одинаково — пишут, что годами ходили в жэк, там их посылали и рассказывали, что нет денег или ремонт запланирован на 3-й квартал 2020 года. Люди в большинстве своём не знают свои права, юридически не подкованы. Когда они читают текст наших заявлений, где со ссылками на законы всё подробно расписано, почему и как жэк обязан ремонтировать подъезд, то они начинают верить в свои силы. В соцсети пользователи выкладывают много фотографий до и после, рассказывают, как начальник жэка умоляет отозвать заявление и внезапно начинает говорить вежливо. Конечно, все инспекторы недовольны, сейчас, например, мы вышли на показатель 500 проблем в день. Но не стоит путать заявления и проблему. Проблема — это «разбита лампочка», их 500 в день. А заявление — это документ, отправленный в госорган. Так вот, по одной проблеме до 5 заявлений в разные органы.

 

 

Проблемы

Главная трудность — неповоротливость чиновников. Несмотря на то, что после запуска проекта главный жилищный инспектор России публично выразил обеспокоенность количеством заявлений и рекомендовал создать дополнительные группы по рассмотрению обращений, в Петербурге начальник местной Жилинспекции отказался принимать заявления, отправленные через «РосЖКХ». В результате администрация сайта была вынуждена обращаться в прокуратуру и другие надзорные органы, чтобы инспектора заставили рассмотреть все документы.

 

 

Украинский проект

«Твоє Місто»

Старт:

 

Август 2012 года

 

Кто делает:

 

Группа энтузиастов

 

География:

 

Вся Украина

 

Начало

Денис Гурский долгое время работал в СМИ, занимался маркетингом и пиаром, но в определённый момент сфокусировался на продвижении общественных инициатив. Он собрал команду единомышленников (практически все — участники форума «Гражданские инновации»), и вместе они сделали сайт «Твоє Місто», которым до сих пор занимаются на волонтёрских началах. Главная задача их ресурса — способствовать решению различных городских проблем.

За все время существования проекта «Твоє Місто» на сайт зашло больше 180 000 посетителей. Решённых проблем пока немного, и какие-то особо показательные случаи выделить сложно. Однако создатели ресурса уже получили отклик от региональных горадминистраций с предложениями согласовать схему работы. Пока что главная проблема проекта — это отсутствие электронных приёмных у чиновников. Кроме того, электронные запросы граждан не имеют законного статуса, из-за чего чиновники могут их игнорировать.

 

183 000

посетителей

 

0

ярких решённых проблем

 

Механика

Пользователь регистрируется на сайте, заполняет довольно детальную форму, оставляет заявку о проблеме, после чего загружает фото (например, незаконную свалку) и отмечает место на карте. На сайте работает генератор PDF, который на основе данной информации автоматически создаёт запрос, который уходит в контролирующие органы. Для большего эффекта пользователю всё же следует распечатать созданный документ и отправить запрос обычной почтой. На сайте можно отслеживать статус обращения: решено, не решено или рассматривается.

Некоторые обращения модераторы обрабатывают вручную, и если есть идеи, как решить ту или иную проблему, дополнительно рассылают письма в электронные приёмные, на личные адреса чиновников и оставляют сообщения в их аккаунтах на Facebook.


 

Денис Гурский

руководитель проекта «Твоє Місто», эксперт по гражданским инновациям

 

Несмотря на то, что наибольшее количество пользователей интернета — в столице, сервисы, подобные нашему, более популярны на региональном уровне — в областных центрах. Возможно, потому, что киевлян в первую очередь волнуют проблемы их собственного мира, пролегающего между домом, станцией метро и офисом. С другой стороны, в Киеве активно работают общественные организации, отстаивающие интересы гражданского общества. Причём справляются они с этой задачей достаточно эффективно. 

Такие проекты, как наш, не должны выносить местные проблемы на национальный уровень: гораздо эффективнее решать всё локально. После налаживания схем обработки заявок проект перейдёт на качественно новый этап. Успех кроется во взаимодействии всех начинаний eGovernment и гражданских инициатив в интернете. В целом схема требует улучшения со стороны местных администраций, чтобы не приходилось придавать вес обращениям при помощи отправки их в Генпрокуратуру. Некоторые проблемы с автодорогами решались именно так, но это неправильный путь.

 

 

Проблемы

Наиболее активные пользователи — жители областей и областных центров, карта на сайте сервиса это наглядно отображает. Но зачастую в областных органах нет электронных приёмных, чтобы наладить постоянное взаимодействие, и заявки уходили автоматически.

 

 

«РосЯма»

Старт:

 

Май 2012 года

 

Кто делает:

 

Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального

 

География:

 

Вся Россия

 

Начало

Житель подмосковного Красногорска Фёдор Езеев решил добиться починки дороги возле дома — изучил ГОСТы, составил заявление и отправил его в местную ГИБДД. Получив формальную отписку, он не успокоился и попросил ГИБДД объяснить, почему его яму, не соответствующую ГОСТам, они не признают административным нарушением коммунальщиков. В результате за два месяца на улице залатали самую большую яму, а в ответ на очередное письмо Езеева явились работники дорожной службы залатали и все ухабы.

Автор жалоб описал свой опыт в ЖЖ, выложил примеры заявлений и ответы ГИБДД, и скоро его примеру последовали жители других городов. Самого же Фёдора на борьбу с властями вдохновил опыт Алексея Навального, который в своём блоге часто рассказывал, как стоит «тыкать палкой с гвоздём» в администрации городов, чтобы заставить их работать. Езеев написал Навальному письмо с описанием своей истории, в итоге родилась идея сайта-агрегатора для всех, кто сталкивается с подобными проблемами. Так в конце мая 2011 года запустился сайт «РосЯма», вмиг спровоцировавший резонанс: все, кому не хватало усидчивости копаться в ГОСТах, теперь получили возможность быстро и правильно составить заявление.

 

25–35 %

— количество успешных решений

 

3

месяца — среднее время исправления ямы по статистике сайта

«РосЯма» — проект Фонда по борьбе с коррупцией Алексея Навального. Сейчас Фёдор сам работает над проектом, привлекая сессионного программиста. По словам создателей проекта, для поддержки и развития такого сервиса необходимо около 150 000 рублей (35 000 гривен). Оказать помощь проекту также могут пользователи, перечисляя деньги через интернет. Каждый год «РосЯма» публикует открытый финансовый отчёт.

 

Механика

Пользователь проходит простую процедуру регистрации на сайте. Далее отмечает на карте координаты ямы, загружает её фотографию. При этом заранее стоит ознакомиться с общей информацией о том, что такое яма (все данные авторы проекта собрали в разделе «Стандарты и нормативы») и измерить выбоину. Фотографию советуют делать с привязкой к местности, например, чтобы можно было рассмотреть номер ближайшего дома. Такие приготовления делают обращение более весомым, и нарушение легче доказать.

После этого автоматически генерируется заявление в ГИБДД с требованием установить ответственных лиц и обязать их устранить повреждения. Это заявление следует распечатать и самостоятельно отправить почтой. Письмо можно отослать и по интернету — все необходимые адреса указаны на «РосЯме», но только отправка обычной почтой гарантированно подтверждает факт обращения.

ГИБДД обязано ответить в течение 37 дней. Если ответа нет или пришла формальная записка, следует отправлять жалобу в прокуратуру. Её содержание «РосЯма» сгенерирует автоматически, при этом текст можно подкорректировать. Отправлять жалобу необходимо опять-таки обычной почтой.


 

Фёдор Езеев

 руководитель проекта «РосЯма»

 

Если заявление отправить в ГИБДД, то с вероятностью в 50 % яма будет исправлена с первого раза. ГИБДД в целом как структура реагирует и реагировала очень положительно. Людей ведь на сайт приводит готовность самому что-то сделать для улучшения города, в котором живёшь. И конечно, появляется вера в собственные силы. Количество успешных решений колеблется от 25 до 35 %, но надо понимать, что эти цифры занижены, поскольку пользователи иногда просто забывают отмечать исправленные ямы на сайте.

 

 

Проблемы

Зачастую пользователи забывают делиться успешными примерами решения проблемы, из-за чего на сайте указана не самая точная статистика. Также не всем хватает настойчивости, чтобы идти на почту и отправлять заявление, а именно это необходимо, чтобы обращение гарантированно рассмотрели.

 

 

Украинский проект

«УкрЯма»

Старт:

 

Конец 2011 года

 

Кто делает:

 

Группа энтузиастов, общественная организация

 

География:

 

Вся Украина

 

Начало

В конце 2011 года небольшая общественная организация во главе с Павлом Белоусовым и Дмитрием Повесьма решили сделать общественно полезный проект без особых вложений, который решал бы проблему с ямами на дорогах.

За основу взяли наработки «РосЯмы» и систему, при которой пользователь получает грамотно составленный документ для обращения в городские службы.

Сегодня «УкрЯмой» занимаются три человека: системный администратор, идеолог и руководитель. С дизайном, программированием и продвижением помогают волонтёры.

 

5–8

жалоб в сутки

 

30 %

решённых проблем
из всех заявок

 

Механика

Пользователь регистрируется на сайте, размещает фотографию ямы, указывает место и обязательно свой почтовый адрес. Далее система автоматически составляет текст жалобы с необходимыми ссылками на законодательные нормы. Сформулированное обращение пользователь должен распечатать и отправить обычной почтой в ГАИ. Сотрудники ГАИ должны выехать на место, составить акт и выдать предписание балансодержателю на устранение повреждения.



 

Павел Белоусов

создатель проекта «УкрЯма»

 

Нужно больше положительных примеров, которые показывают, что, потратив пять минут и две гривны на конверт, можно заставить государство работать. Начинать сложно, но когда есть маленькая победа, начинают задумываться и о порядке в подъездах, требовать соблюдения законов.

Некоторые решают проблему одним звонком в ГАИ, но так происходит не всегда. Один из стандартных методов — жалоба в прокуратуру. Вероятность успеха — пятьдесят на пятьдесят. Некоторые активисты судятся, но понятно, что это уже совсем другая история.

Я вижу такую задачу: гражданин учится влиять на государство, решая небольшие локальные проблемы, а затем, научившись, берётся за другие, более масштабные задачи. В столице получается эффективней, здесь люди верят и понимают, что всё возможно. Тем более что есть простые способы.

 

 

Проблемы

Сайтом пользуются в основном жители городов-миллионников. 
В других населённых пунктах нередко бытует мнение, что подобные проекты не могут заставить чиновников работать и все обращения бесполезны.

 

 

«Заливает.СПб»

Старт:

 

6 марта 2010 года

 

Кто делает:

 

Городской активист

 

География:

 

Санкт-Петербург и Ленинградская область

 

Начало

У молодого жителя Петербурга Фёдора Горожанко в январе 2010 года, когда в городе случилась резкая оттепель, в квартире начал течь потолок — из-за неисправной крыши. Результатом обращений во все инстанции стала лишь кипа отписок от чиновников. Квартиру затопило окончательно, пришлось съехать. 

Вскоре Горожанко запустил сайт, где рассказал о бездеятельности коммунальщиков всех уровней, и начал собирать аналогичные истории других петербуржцев. За первые две недели на сайте появилось ещё около двухсот постов о текущих крышах с фотографиями тазиков и ведёрок с водой.

 

3 000

адресов с сайта включили в адресную программу

Почти в каждом посте был указан адрес дома. Горожанко сделал интерактивную карту, на которой отметил все проблемные здания. Наконец, о сайте рассказали СМИ, и его посещаемость резко возросла. Фёдор создал на сайте форму для составления жалобы, чтобы затем передать пакет заявлений чиновникам. Обращения в прокуратуру согласились передавать местные депутаты, что вызвало уже официальную реакцию на деятельность сайта.

Через год все зарегистрированные пользователи могли уже сами добавлять адреса на карту, а также самостоятельно заполнять форму жалобы. Появился и раздел «Гражданский контроль», которому удалось доказать: проблема не в стихийном форс-мажоре, а в некачественном ремонте крыш.

 

Механика

Пользователь регистрируется и оставляет на сайте жалобу, заполнив специальную форму. Модератор отмечает проблемное место на карте. Далее депутаты местного парламента (Законодательного собрания СПб) передают документ в горадминистрацию. Кроме этого, модератор сообщает СМИ о самых вопиющих случаях и публикует официальные ответы чиновников.




 

Фёдор Горожанко

создатель проекта «Заливает.СПб»

 

За три года работы сайта схема изменялась. Сейчас я сам собираю жалобы, сам работаю с ними в Законодательном собрании, сам анализирую ответы. Каждая жалоба с сайта — это официальный документ, письмо депутата, на которое чиновники обязаны отвечать. В Законодательном собрании у меня толстая папка ответов.

Сейчас я делаю личный кабинет для всех, кто обращался на сайт, — туда можно будет зайти и посмотреть сканы полученных ответов. Если ответ не устраивает — написать дополнение к обращению, и я продолжу работу, пока мы с заявителем не достигнем нужного результата. Такие проекты заставляют чиновников работать. Были за три года и массовые проверки и обыски, административные и уголовные дела. В сфере ЖКХ можно сажать каждого второго. В 2010-м я был в прокуратуре, там работала отдельная группа по жалобам с нашего сайта.

К сожалению, я затрудняюсь сказать, в скольких случаях удалось помочь. Трудно понять, что вообще считать положительным результатом: починили крышу, поставили в программу или сделали ремонт в квартире? Есть случаи, что людям делают ремонт в квартире, но крыша через год продолжает течь и всё приходится повторять по новой. Но приходят десятки писем с благодарностью. Главное, что удаётся потихоньку менять саму систему, она стала гораздо более открытой. А чем больше открытости, тем больше возможности для контроля.

 

 

Проблемы

Жалобы от частных лиц городские власти рассматривают долго, поэтому приходится подключать влиятельных посредников в лице местных депутатов. Альтернатива — создавать общественную организацию, управление которой будет отнимать и без того недостающие ресурсы.

 

 

«Красивый Петербург»

Старт:

 

Лето 2012 года

 

Кто делает:

 

Волонтёры

 

География:

 

Санкт-Петербург

 

Начало

В феврале 2012 года, когда президентские выборы уже прошли, а всплеск гражданской активности ещё не угас, житель Петербурга Красимир Врански решил направить энергию жителей своего района на решение локальных проблем. На очередном собрании Красимир предложил заняться благоустройством территории. Из 15 человек 10 инициативу поддержали и вступили в группу по благоустройству. Держать связь и рассказывать о деятельности группы решили в «ВКонтакте».

Позже сообщество в соцсети превратилось в самостоятельный сайт — «Красивый Петербург». Заручившись поддержкой нескольких городских СМИ, Врански начал активно продвигать проект и устраивать фоторейды по микрорайонам, чтобы вовлечь жителей других районов в процесс благоустройства.

 

7 000

жалоб

 

1 500

решённых проблем

 

Механика

Пользователь регистрируется на сайте, указывает тип проблемы, фотографию (неубранный снег, испорченный газон, разбитая дорога, горы мусора и т. д.) и отмечает место на карте. Система автоматически генерирует обращение заявителя и отправляет его в соответствующее ведомство. Все письма также высылаются в специальный отдел по обращениям и жалобам при губернаторе, откуда их перенаправляют вниз по инстанциям. При такой схеме ответственный получает письмо от губернатора и обязан отчитаться перед ним и заявителем.





 

Красимир Врански

создатель проекта «Красивый Петербург»

 

При желании выслужиться перед начальством все проблемы быстро устраняются. Мы это поняли и используем. Вначале я бегал в свой муниципалитет, тратил время на встречи с разными чиновниками. Они раздражались: «Что нам, только на вас работать? Думаете, самый умный?» Мне жутко не понравилось такое отношение, когда я в рабочее время пёрся к ним и пытался заставить их отремонтировать детскую площадку.

Потом пошёл в администрацию района, там ещё больше времени потратил. А потом просто стал тупо слать через интернет-приёмную, но в этот раз на имя губернатора. Пусть они дальше парятся. И это оказалось самым эффективным. Люди позитивно реагируют на изменения. Есть, которые не верят, но я просто показываю разницу до и после. Чиновникам не нравится, что граждане их заставляют работать, но им никуда не деться.

 

 

Проблемы

Неуверенность горожан в том, что заявка дойдёт до адресата.