д18 мая в PinchukArtCentre открывается выставка «Китай Китай», которую в самом музее уже назвали одним из самых значимых проектов в истории PAC. Главная тема группового проекта, состоящего из работ одиннадцати китайских художников разных поколений, — напряжение между индивидуальным и коллективным мышлением.

В экспозиции, занявшей все этажи музея и часть улицы возле него, представлен широкий спектр современного китайского искусства — от известного во всём мире Ай Вэйвэя до молодых художников, среди которых Ян Ксин и Чао Фей, бывшие номинанты Future Generation Art Prize.

Перед входом в PinchukArtCentre разместили 8-метровую скульптуру «Офицер». Её автор, художник Чжао Чжао, в 2008 году тайно собрал все элементы униформы военного офицера и в таком виде появился на главной площади в Пекине. За эту выходку — по сути политическое преступление — Чжао чудом удалось избежать наказания. Скульптура «Офицер» — автопортрет художника в униформе, а идентификационный номер на груди — дата ареста Ай Вэйвэя, наставника Чжао.

 

Ай Вэйвэй

Ай Вэйвэй занимает 24-е место в списке самых влиятельных людей мира по версии Time. Художник, дизайнер, архитектор, а с недавнего времени ещё и музыкант Вэйвэй в 2011 году подвергся аресту. Официальная причина — неуплата налогов. При этом многие убеждены, что Вэйвэя преследовали за его деятельность. Он неоднократно критиковал китайские власти и, например, провёл самостоятельное расследование обстоятельств Сычуаньского землетрясения 2008 года, доказав, что школы, под завалами которых погибли тысячи детей, были построены с многочисленными нарушениями.

Проведя за решёткой несколько месяцев, Вэйвэй выплатил внушительный штраф, после чего ему запретили покидать Китай. На выставке представлены три работы художника: «Сказка» — фотопортреты 1 001 китайца, которых Вэйвэй за собственные деньги отправил в путешествие в Кассель, «Выкорчеванные» — корни деревьев, выкопанные в разных регионах Китая, и «Велосипеды навсегда» — небоскрёбы из китайских велосипедов.

 

Чао Фей

Работы Чао Фей можно было видеть в музее Пинчука два года назад на выставке Future Generation Art Prize. Сейчас молодая китайская художница создала комнату-инсталляцию, в которую просит заходить по двое, не торопиться и внимательно рассмотреть небольшие ярлычки, прикреплённые к одежде из секонд-хенда. На ярлычках художница написала выдуманные истории людей, раньше владевших этими вещами. Таким образом Фей предлагает сопоставить прошлое и настоящее. Художница работает с видео, фотографией, театром, перформансом, кино, литературой. 

 

Чжао Яо

Художник Чжао Яо стоит у истоков китайского концептуализма. Он создаёт картины, состоящие из больших абстрактных чёрных, белых и серых фигур, заимствованных из головоломок. Изображения нанесены на джинсовую ткань. С готовыми работами художник ездил в Тибет за благословением «живого Будды». Путешествие было задокументировано, фотографии собраны в несколько альбомов, которые также представлены на выставке. Посетители могут расположиться на соломенных матах, являющихся частью экспозиции, и посмотреть снимки.

 

Ян Фудун

Один из наиболее интересных китайских художников, работающих с видео, Ян Фудун снимает свои фильмы на 35-миллиметровую плёнку. Одна из его работ была представлена в прошлом году на Arsenale-2012. «Семь интеллектуалов в бамбуковом лесу» — это три фильма из пяти, посвящены истории о китайских мудрецах, которые в III веке предпочли политическим интригам столицы уединённую жизнь в лесу. Старцы были даосистами и проповедовали гармонию тела, души и природы. Актёрами в фильмах Фудуна выступают его друзья, за счёт чего история обретает дополнительный смысл. По задумке автора, фильмы должны обратить внимание зрителя на проблему поиска молодым поколением собственного я.

 

Ян Ксин

Как и в предыдущей своей работе, представленной на выставке Future Generation Art Prize 2012, Ян Ксин размышляет о вопросах сексуальности. На этот раз художник создал инсталляцию, видео и перформанс «Секс-комедия». Театрализованный акт разворачивается на протяжении пяти дней: каждый день сменяющие друг друга актёры выполняют различные действия, активируя таким образом инсталляцию. 

Исследуя проблему гомосексуальности, Ксин сопоставляет древние изображения и фигурки с современными секс-игрушками. Эти предметы разложены на обеденном столе рядом со столовым серебром, кофейниками и молочницами. Лощёные актёры-официанты тщательно протирают их щёточкой с перьями.

 

Чжань Хуань

Как и Ай Вэйвэй, Чжань Хуань обращается к теме Сычуаньского землетрясения. На картинах, созданных из пепла, изображён поросёнок, найденный живым при разборе завалов на 48-й день после землетрясения. Спасение животного символично, поскольку в буддистской традиции считается, что после смерти душа ещё 49 дней находится на земле. Уцелевшего поросёнка Чжань Хуань забрал и дал ему имя Чжу Ганцян — так и называется инсталляция художника, представленная на выставке.

 

Сюй Чжень

Для выставки в музее Пинчука Сюй Чжень создал небольшой парковый комплекс с живыми растениями и инсталлированными фрагментами своих работ разных лет, а также изображениями из интернета. Парк принято считать местом отдыха и покоя. В противовес этому Сюй Чжень предлагает свой парк как зону постоянного движения и борьбы. В парке художника дорожки повторяют маршрут протестного шествия, проходившего во многих городах Китая.

 

Сунь Юань и Пен Юй

Дуэт Сунь Юань и Пен Юй представил две впечатляющие инсталляции — перформансы «Тинейджер Тинейджер» и «Видеть недостаточно». В первом художники демонстрируют пропасть между поколениями: по залу бегают и издают странные звуки дети в картонных коробках, на больших диванах сидят «взрослые» — манекены с большими камнями на головах. Вторая работа представляет собой огромную клетку с 250 штурмовыми винтовками. 18 мужчин в гражданском с завязанными руками собирают и разбирают АК-47. С помощью этой работы художники демонстрируют своё отношение к вооружённым конфликтам, не прекращающимся по всему миру. 

 

Чень Чжень

В 1986 Чень Чжень покинул Китай и переехал в Париж, где в 2000 году умер от рака. «Комната очищения» — работа из последней серии художника. В отличие от археологов, которые раскапывают и очищают предметы, Чень Чжень покрывает бытовые предметы глиной, символично счищая всё лишнее.

 

Сунь Сюнь

Работы молодого художника Сунь Сюня можно увидеть на стенах лестничных пролётов музея, а анимация представлена в зале на третьем этаже. В 2006 году Сюнь открыл собственную анимационную студию Pi, фильмы художника демонстрируют на кинофестивалях и на биеннале современного искусства. В истории Китая и Украины художник нашёл схожие процессы и явления, одно из которых голод. Именно этой теме посвящено большинство работ на выставке.

 

  

 

В день открытия выставки 18 мая PinchukArtCentre будет работать до полуночи, совместив открытие со всемирной акцией «Ночь в музее». Посетителям, пришедшим в пижаме, не нужно будет стоять в очереди, чтобы попасть в арт-центр. Все желающие смогут сфотографироваться на фоне работ, присоединиться к одной из многочисленных экскурсий или посмотреть документальный фильм про Ай Вэйвэя «Ни о чём не жалей».

 

PinchukArtCentre

Ул. Большая Васильковская / Бассейная, 1/3-2
+38 (044) 590-08-58



Фото предоставлены PinchukArtCentre, фотограф Дмитрий Баранов