33-летний турок Гюркан Генч меньше чем за год преодолел 12 500 километров, пересёк две пустыни, поднялся на Памир, проехал по Шелковому пути и добрался из Турции до Японии на велосипеде. Всё это — чтобы подготовиться к главному делу жизни, кругосветному путешествию. Шесть континентов, 84 страны и более 100 000 километров пути. О воплощении детской мечты, о целях и рекордах, о гостеприимстве и дорогах велопутешественник рассказал корреспонденту The Village во время своей двухдневной остановки в Киеве.

Одежда
The North Face

 

Смартфон
Samsung Galaxy S3

 

Палатка и кемпинговое оборудование MSR

 

Велосипед — спецзаказ; рама алюминиевая Krone Bikes, детали Shimano

 

 

О мечтах и системе

В детстве я очень любил кататься на велике. Мой первый велосипед был красного цвета, но я почему-то называл его «Чёрная гроза». Когда мне было 12, я сказал маме, что когда вырасту, отправлюсь на велосипеде в кругосветное путешествие. Думаю, у каждого из нас есть подобные детские мечты, но проблема в том, что когда мы взрослеем, то часто забываем о них и начинаем жить «по системе» — следовать общепринятым нормам и правилам. Школа — университет — армия (в моей стране она обязательна) — карьера. Система диктует такие правила. 

Я тоже жил по правилам и сделал всё что положено. После окончания университета начал работать в медиакомпании, потом в инжиниринговой компании, а потом вместе с друзьями открыл свой бизнес — большой итальянский ресторан. И так получилось, что после долгого перерыва я снова сел на велосипед, стал ездить на нём из дома на работу. Спустя три года мы продали ресторан. Я вспомнил свою детскую мечту и сказал себе: «Окей, настало время её осуществить». 

 

О первом велопутешествии

Для начала я решил совершить небольшое путешествие и добраться из Турции в Японию. Мой маршрут пролегал через Грузию, Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Китай, Монголию, Южную Корею и, наконец, Японию. Я проехал через две пустыни — Каракумы и Гоби — и поднялся на Памир. В общей сложности я проехал 12 500 километров. Путь до Японии занял у меня 11 месяцев, обратно в Турцию я долетел за 11 часов. Забавно, правда?

На это путешествие я потратил около $20 000. У меня не было спонсоров, но нужно было купить хорошее оборудование, специальную одежду и, конечно, правильный велосипед. В общем, всё путешествие было за собственные деньги. 

Вернувшись домой, я захотел рассказать о своём опыте, но поскольку я был никому неизвестен, потребовались деньги на организацию выступления. Денег после путешествия у меня почти не было, но дома у меня был джип. Я продал его (зачем мне машина, если у меня есть велосипед, на котором я могу уехать куда угодно) и на вырученные средства начал устраивать презентации в университетах. 

 

 

 

 

Я стартовал 9 сентября
2012 года и планирую ехать
7 лет без перерыва 

 

 

 

 

В течение года я сделал пять фотовыставок в пяти самых крупных городах Турции и около 120 презентаций в 55 университетах. Примерно после 50-й презентации меня пригласил Microsoft послушать, о чём я там рассказываю повсюду. «Хорошо, — сказал я, — если вы хотите меня послушать, вы должны заплатить мне за это». И они согласились. После них Siemens, Bosch и другие крупнейшие компании стали приглашать меня. Так я впервые начал зарабатывать деньги на своём путешествии.

 

О кругосветке

Сейчас я известен в Турции как «Человек с железной лошадью» (Man with Iron Horse), а моё кругосветное путешествие называется «Садись на велосипед во имя будущего» (Cycle for future). Своим путешествием я хочу показать людям, что велосипед — это не только спорт, но и отличное средство передвижения, использовать которое можно каждый день и где угодно. И если мы хотим жить на нормальной планете и сохранить её для потомков, нужно пользоваться велосипедом. 

Я стартовал 9 сентября 2012 года и планирую ехать 7 лет без перерыва. За это время я проеду через 84 страны, а мой путь составит более 100 000 километров. Для себя лично я поставил несколько целей: я попробую пересечь пять самых больших пустынь и подняться на пять самых высоких точек на пяти континентах. Другие путешественники до меня уже делали это, но никто ранее не делал всё вместе во время одного путешествия. Так что я собираюсь побить мировой рекорд. 

Для кругосветного путешествия я смог заручиться финансовой поддержкой: несколько турецких и американских компаний стали спонсорами этого проекта. Если человек смог преуспеть в чём-то очень хорошо один раз, то компании начинают ему доверять. Я достиг цели во время своей первой поездки, и теперь у меня есть финансирование на все семь лет.

Я веду блог о своём путешествии, который читают около 35 000 человек в месяц. А ещё у меня есть страница в Facebook, которая тоже очень популярна — туда я выкладываю фотографии и короткие заметки.

Сейчас, когда я стал знаменитым и меня поддерживают спонсоры, у меня есть возможность поощрять студентов и учителей, которые читают мой блог. Каждый месяц я дарю один горный велосипед Full Shimano и один планшетник за правильные ответы на вопросы в моём блоге. Таким образом я помогаю людям воплотить их маленькие мечты.

 

О приключениях и любви

В каждой стране своя культура и традиции, и о некоторых лучше знать заранее, чтобы не попадать в неловкие и опасные ситуации. Одна такая история случилась со мной в Туркменистане во время первого путешествия. В одной деревне я случайным образом попал на свадьбу, где увидел девушку, которая мне понравилась. Я сказал мужчине, который пригласил меня, что мне нравится эта девушка и спросил у него, могу ли я с ней общаться. Через пять минут он вернулся ко мне с шестью серьёзными ребятами, среди которых был отец девушки, её дядя, братья, и каждый из них ещё раз спросил, нравится ли мне она. Когда я подтвердил свои слова, они сказали, чтобы я забирал её. «Забирал куда?» — спросил я. «Если ты говоришь, что тебе она нравится, ты должен на ней жениться и забрать с собой в Японию». Я с трудом убедил их, что моё путешествие очень опасно и что я вернусь забрать её на обратном пути. Я очень переживал, что обманываю, но другого выбора у меня не было, они не отпустили бы меня просто так.

 

 

 

 

В Украине я побил очень
важный для меня рекорд

 

 

 

 

Но была у меня и хорошая любовная история. В Китае я приехал в хостел и увидел в лобби девушку нереальной красоты. Она была аргентинкой, путешествовала по Китаю одна, с рюкзаком. Я не мог оторвать от неё взгляд и в итоге, не заметив ступенек, упал на глазах у всех вместе с велосипедом. В течение пяти дней у нас с ней была большая любовь, и я предложил ей поехать дальше со мной. Я был готов купить ей велосипед и оплачивать все расходы. Узнав, что я направляюсь в пустыню Монголии, она была в шоке и отказалась, пригласив меня к себе в Аргентину. 

У меня много разных историй, приятных и не очень. Например, в Азербайджане меня пытались ограбить. А в Таджикистане арестовали, потому что я поставил палатку в неположенном месте — на приграничной с Афганистаном территории. Они начали стрелять без предупреждения. Но там не было никакого указателя, и я не знал, что это закрытая территория. Вот тогда было действительно страшно.

В Россию меня вообще не пустили. Я приехал на границу, и когда там увидели в моём паспорте штампы всех стран, которые я уже проехал, спросили, кто я такой. Я пошутил, ответив, что шпион. Потом, конечно, пожалел об этом. Мой рассказ о том, что я просто велопутешественник, их не убедил. Я провёл много времени на границе, пока мне не позвонил турецкий посол, чтобы сообщить, что я им не понравился и потому не смогу въехать в Россию. Российское правительство обосновало причину так: «Вашему велосипедисту очень опасно въезжать в Россию, потому что у нас очень холодно». Но сейчас всё будет по-другому. Чтобы въехать в Россию, виза туркам больше не нужна, поэтому в этот раз я побываю в России.

 

О Киеве

Украина — четвёртая страна моего кругосветного путешествия. Тут я побил очень важный для меня рекорд: я пересёк границу всего лишь за три минуты! Это была граница с Молдовой.

Украинская погода — это фантастика (смеётся). Когда я ехал сюда, мне говорили, что будет холодно. Но это меня не пугало — я люблю зиму, а не замёрзнуть позволяет правильная экипировка. Неожиданностью для меня стало другое — дороги. Все дороги в Украине сейчас покрыты льдом, а сверху он ещё засыпан снегом. Я очень много раз падал. После 25 падений начал понимать, как это можно контролировать, стал почти экспертом. В маленьких городах я спрашивал людей, где власти и почему никто не убирает снег на дорогах. Они говорили, что это нормально и что никто никогда их не чистит. На одном участке дорога была настолько завалена, что мне пришлось идти пешком и толкать велосипед девять километров в течение шести часов. Я ожидал, что в столице всё будет по-другому, но киевские дороги тоже оказались нечищеные. Киев очень красивый город, но власти работают плохо. Везде лёд, практически невозможно ходить по тротуару. Страшно смотреть на женщин, идущих по льду на каблуках. От падения сосулек погибают люди. На фасадах зданий висят предупреждающие объявления: «Осторожно, возможно падение сосулек». Кто вешает эти знаки и объявления? Жители домов? Смешные меры предосторожности.

 

 

 

 

предпочитаю небольшие
дороги через деревни

 

 

 

 

А вот люди в Украине оказались совсем не холодные. В один день было особенно тяжело ехать из-за сугробов. Я решил остановиться в городке Ивановичи, зашёл там в магазин, и мне сразу предложили водку. Я уже много проехал, устал, ну и согласился. Мы выпили несколько рюмок, и один парень сказал, что знает немного английский. Я удивился, а потом спросил, можно ли разбить в его саду палатку для ночлега. Он сказал: «Что? Ночевать в саду в палатке? Брось, ты можешь спать у меня в доме». В итоге я познакомился с его семьёй. Мы вместе ужинали и снова пили водку. На следующий день я почистил их двор от снега и поехал дальше. Люди в деревнях очень добрые и радушные. Это в любой стране так.

 

О тайминге

У меня нет чёткого тайминга. Я еду столько, сколько мне хочется. И предпочитаю небольшие дороги через деревни. Когда понимаю, что устал, я останавливаюсь, ставлю палатку и отдыхаю. В нормальную погоду я проезжаю около 100 километров в день, в зимнее время, как сейчас, — 45 километров.

Несколько раз я задавался целью узнать, какое максимальное расстояние смогу проехать с моим оборудованием (велосипед и снаряжение весят 60 килограммов). Мой максимум в день — это 200 километров. Но для путешественника важно не расстояние. Важнее всего для меня — общаться с людьми, узнавать, как они живут, рассказывать о себе. 


Фото: Вадим Юнык, Гюркан Генч