До 9 августа в PinchukArtCentre проходит выставка украинской художницы Жанны Кадыровой «Толпа». Кадырова известна в первую очередь тем, что работает с кафелем, бетоном и асфальтом, из которых создаёт скульптуры и инсталляции. Участница группы «Р.Э.П.» и музыкальной перформанс-группы Penoplast в 2009 году была номинирована на Премию PinchukArtCentre, в 2011 году получила Первую специальную премию PinchukArtCentre за работы из серии «Асфальт».

На это раз Жанна отошла от больших форм и сложных материалов. В зале расположены несколько десятков стеклянных панелей, внутри которых коллажи из газет разных стран мира. Каждый коллаж состоит из героев фотографий, опубликованных в одном номере. Кроме украинских, русских или польских газет, Кадырова использовала также китайскую, португальскую, американскую и индийскую прессу. Для каждого СМИ характерен свой набор персонажей: на страницах украинских и российских газет в основном лица политиков и спортсменов, в европейской прессе больше представителей культурного бомонда, в азиатской — группы рабочих.

С одной стороны, Кадырова фиксирует процесс глобализации, ведь одни и те же лица можно увидеть в газетах из разных уголков света, с другой — демонстрирует различия, которые всё ещё существуют. Примечательно также, что в своих работах художница располагает рядом образы людей, диалог которых в реальной жизни представить сложно.

 

Жанна Кадырова

Художница

 

«На каникулах я была далеко от мастерской. Каникулы вышли длинные, начали чесаться руки что-то делать. Чуть раньше мы с подругой ради развлечения стали вырезать изображения из газет, наклеили их на стенку, посмеялись и забыли. Потом я вернулась к газетам и снова вырезала всех людей. Это была индийская газета, и что я заметила: женщин практически нет, выражения лиц у людей не такие, как в европейских газетах. Я купила ещё несколько газет и начала сравнивать. Сначала была идея наклеить изображения на бумагу, но мне было бы сложно привезти их в Киев, поэтому я просто решила вырезать, посчитать, разложить по принципу „бородатые отдельно, женщины отдельно“ и т. п. Когда я вернулась в Киев, стала просить друзей привозить из путешествий газеты. И вот тогда я увидела абсолютно разный подход, разные тенденции, разный размер и качество фотографий в газетах разных стран. Очень важно, что я оставляю рамку газеты, где написаны место издания, номер и дата. Таким образом, я вырезала всех людей, чьи фото есть в одном номере газеты, и располагала их в коллаже по принципу размера изображения: самые крупные впереди и дальше мельче и мельче. Это и был завершающий виток проекта, и я назвала его „Толпа“, то есть это толпы людей по версии разных мировых изданий. Что интересно, в некоторых изданиях используются одни и те же фотографии или, например, в китайской газете появляется фото российской теннисистки. Вот такие связи, такие прорезы в географии и времени мне интересно было проследить».