В августе в Будапеште прошёл один из крупнейших фестивалей Европы – Sziget. 54 площадки, выступления Blur, Franz Ferdinant, David Guetta, Woodkid, семь дней постоянных вечеринок, кемпинг и безупречная организация – в Венгрии фестиваль проводили в 21-й раз. В следующем году Sziget проведут также и в Киеве. The Village поговорил с директором компании Sziget Ukraine Максимом Потимковым и узнал, каким он будет у нас.

 

  

Идея

Идея возникла чуть более года назад по дороге на венгерский фестиваль. Раньше я не занимался организацией фестивалей, с 18 лет работал в сфере недвижимости. Потом увлекался фестивальной культурой, постоянно посещал различные музыкальные мероприятия, концерты. Я только на выступлениях своей любимой группы Korn за два года семь раз побывал. В общем, подумал, почему бы не организовать крупный ежегодный международный фестиваль в Киеве, ведь у нас есть остров Труханов, который очень похож на остров, где проводят фестиваль в Будапеште, даже с ещё лучшим месторасположением. 

Первый Sziget организовали в 1993 году, изначальное название – Sziget Diaksziget, что в переводе с венгерского означало «студенческий остров». 

Хотелось, чтобы фестиваль стал крупнейшим культурным проектом за всю историю Украины, соответственно, нужен был кто-то с огромным опытом и авторитетом. Я предложил рассмотреть идею провести «Сигет в Украине» венгерским организаторам – компании Sziget Cultural Management Ltd. Это их заинтересовало и в октябре прошлого года руководство приехало в Киев. Они посмотрели территорию Труханова острова, встретились с представителями горадминистрации. Начался переговорный процесс, и в результате в июне мы подписали соглашение о намерениях с горадминистрацией о ежегодном проведении международного музыкального фестиваля Sziget Kyiv начиная со следующего года.

 

Sziget Cultural Management Ltd

Конечно, для Sziget Cultural Management это было не мгновенное решение, тем более что они экспортируют в Украину свой бренд. Но, как и любая другая компания, они хотят развиваться. Европейский рынок перенасыщен музыкальными фестивалями, а на просторах СНГ чего-то подобного не хватает. Sziget Cultural Management делает ещё два крупных европейских фестиваля в Венгрии – Balaton Sound и Volt. Все три события в общей сложности посещает около 600 тысяч человек ежегодно.

Кстати, Sziget в прошлом году получил звание лучшего крупного фестиваля Европы, а Balaton Sound в этом году был признан лучшим средним фестивалем Европы. В этом конкурсе участвовало около 250 фестивалей из 33 стран Европы.

У компании есть проекты во Франции, Румынии, Австрии, Турции, но фестиваль с брендом Sziget в другой стране они собираются провести впервые.

 

Бренд Сигета

362 000

человек из 69 стран мира посетило Sziget-2013

54

концертные площадоки и лаунж-зоны работали на  76 гектарах

52

страны прислали своих исполнителей 

7500

работников готовили территорию
к фестивалю в течение трёх недель

Бренд Sziget, о котором я говорю, имеет много составляющих: качественный лайнап, программное насыщение, многожанровость, высокий уровень сервиса. Например, на фестивале пекутся о безопасности и хорошем медицинском обслуживании. Там ежедневно работают 1200 охранников и несколько сотен полицейских. На острове есть свой госпиталь на 400 сотрудников, патрули медперсонала постоянно курсируют по территории. Мы планируем привезти в Украину представителей этих двух служб, чтобы они рассказали нашим медикам и охранным службам, как всё правильно организовать. Всё это неотъемлемая составляющая бренда Sziget, соответственно, отсутствие какого-то из этих элементов в киевском проекте невозможно. Иными словами, на Sziget Kyiv однозначно будет хорошая охрана и качественное медобслуживание.

 

Поддержка города

Событие подобного масштаба невозможно провести без поддержки местных органов власти ни в одном городе Европы. Киевская горадминистрация согласилась помочь, поскольку прекрасно осознает необходимость такого проекта для Киева. Sziget – это чуть ли не визитная карточка Будапешта. Эффект, который он приносит для развития экономики и туризма города, в два раза превышает эффект от этапа проведения Формулы-1 под Будапештом. 

Обязательство, которое взял на себя город – благоустроить территорию острова, подготовить её для проведения фестиваля. Определенная инфраструктура там уже есть – на Турхановом же был шведский кемпинг во время Евро, проходило несколько фестивалей. Но нужно модернизировать систему канализации, провести централизованное водоснабжение, увеличить мощности электросети, в некоторых местах очистить территории от зарослей и так далее.

 

Труханов остров

Под фестиваль отводят около 30-35 гектаров на острове, из них около 10 гектаров займут зоны кемпинга – по обе стороны от Пешеходного моста. К концу мая территория должна быть полностью благоустроена. В Будапеште на установку всех конструкций тратят три недели, нам понадобится не меньше.

Одно из наших основных обязательств перед городом – вернуть территорию в прежний вид. Sziget славится своим бережным отношением к природе и большими затратами на уборку и рекультивацию территории. Остров в Будапеште – вообще заповедная зона, в нефестивальное время там обычный городской парк. В 2009 году Sziget даже получил статус «зеленого фестиваля» от Министерства экологии Венгрии. Наш Труханов только несколько дней ежегодно будет превращаться в фестивальный, всё остальное время это по-прежнему будет зеленая зона, парк отдыха или площадка для других мероприятий.

Возможно, к нам привезут и Sziget Eye – 2-е в мире по величине передвижное колесо обозрения высотой 65 метров. Везти его только ради фестиваля нецелесообразно, но в Будапеште до фестиваля оно два месяца стояло на центральной площади города, так что и у нас может так сложиться.

 

Планы

В первый год ожидаем от 20 до 30 тысяч посетителей в день. Фестиваль будет длиться три дня, но, возможно, получится сделать ещё и нулевой.

На сегодня аудитория венгерского фестиваля – это около 30% жителей Будапешта, ещё 30% – Венгрии, а все остальные – приезжают из других стран. В среднем это люди в возрасте около 25 лет, хотя часто встречаются и посетители, которые явно в студенческие годы посетили первый «Сигет». 

Мы в основном ожидаем посетителей из Украины и около 10-20% из других стран. Рассчитываем, что даже в первый год европейцы всё же приедут, поскольку знают, как выглядит «Сигет» в Будапеште и захотят посетить фестиваль и в другой стране. Европа уже открыла для себя Украину в прошлом году во время футбольного чемпионата. Планируем, что билет на фестиваль будет стоить 40-50 евро за день (в Венгрии в этом году он стоил 50 евро). 

На последнем фестивале много внимания уделили визуальной программе: провели битву красками «холи», выпустили в воздух 10 000 воздушных шаров, устраивали фаершоу, выступления уличных театров и цирка, установили надувную инсталляцию-лабиринт «люминариум». Фестиваль отличался мультидисциплинарностью: на одной из сцен выступали только цыганские коллективы, была площадка, посвящённая афро-латинской музыке, отдельный шатёр ЛГБТ-сообщества, где устраивали травести-шоу, сцена, на которой выступали солисты Венгерской национальной оперы, зона логических игр, также в этом году впервые сделали пляж.

«Сигет» в Будапеште и в Киеве – это два самостоятельных фестиваля, которые пройдут с интервалом в полтора месяца. Так что исполнители будут не сильно пересекаться как раз благодаря разнице во времени. Кого мы пригласим, пока неизвестно. Но мы прекрасно понимаем, что ставку нужно делать не только на атмосферу, но и на сильный лайн-ап. 

Программное насыщение также будет многожанровым. Мы планируем сделать своего рода опрос, чтобы узнать, кого из исполнителей хотела бы увидеть украинская аудитория. Конечно, кроме зарубежных артистов, пригласим и наших. «Сигет» с каждым годом меняется, так что не обязательно повторять всё – всегда есть место креативу. Главное – воссоздать атмосферу.  

Городские власти обсуждают возможность сделать единый проездной на весь городской транспорт на период фестиваля. Если сделают, мы конечно купим эту услугу для наших посетителей. Ещё было бы здорово запустить речной трамвайчик по Днепру с остановкой на Трухановом острове. В общем, идей ещё много.

  

 

Фотографии: Аня Гариенчик, Blikk.huSziget.hu