В Киеве подвели итоги международного конкурса на лучшую концепцию развития днепровских островов, стартовавшего 27 сентября 2011 года. На конкурс прислали 47 проектов из 23 стран, среди которых Россия, Великобритания, Франция, США, Австралия, Италия, Испания и Бельгия. 13 конкурсных работ подали украинцы. Оценку проектам давало международное жюри, в состав которого вошли архитекторы из Украины, Германии, Нидерландов и Швейцарии. Они составили шорт-лист из восьми работ, среди которых выбрали тройку победителей. Денежный приз за первое место составляет 160 тысяч гривен, за второе и третье — по 40 тысяч гривен.

Имена авторов проектов, согласно закону об авторском праве и порядку проведения конкурса, будут известны только 27 января, когда истекут заявленные четыре месяца с начала его проведения. Тогда же организаторы расшифруют имена победителей, сейчас они были закодированы для беспристрастности.

Главный архитектор Киева Сергей Целовальник прокомментировал проект-победитель. 

 

 

Сергей Целовальник
Главный архитектор Киева

«Жюри покорило то, насколько глубоко была осмыслена работа»

 

О ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ ОСТРОВОВ

Авторы проекта объединили острова и оба берега синей линией — это схема маршрута речного трамвайчика, которая вписывается в транспортную систему Киева. Причалы есть по обеим сторонам Днепра и на каждом из островов, которые будут соединены с городом вдоль и поперек. Протяженность днепровских островов — около двадцати километров, это достаточно большое расстояние для освоения и в пешеходном, и в транспортном плане. Кроме того, нужно каким-то образом связать и оба берега Киева.

 

О ГЛУБИНЕ И ЛОГИКЕ ПРОЕКТА

Авторы расписали возможные функции каждого острова. Северные и южные зоны будут природными заповедниками, центральная часть пронизана урбанистикой. Жюри покорило то, насколько глубоко была осмыслена работа. Реализацию проекта логично разбили на три пятилетки. 

 

О ПЯТИЛЕТКАХ

Первая пятилетка. Авторы предлагают создать на островах спортивные площадки. Сегодня наиболее безопасное освоение островов — это спорт. На Венецианском острове люди круглогодично занимаются на тренажерах и купаются в Днепре. Это не означает, что мы возведем спортивные здания — максимум небольшой домик, где киевляне могли бы переодеться и принять душ. Неплохо было бы организовать прогулочные маршруты, в том числе маршрут конных прогулок. Можно открыть площадки для гольфа. При этом руководствоваться тем, что из кармана у среднего киевлянина не лезут доллары и он не может заплатить несколько сот долларов за пару часов игры. Я придерживаюсь концепции генплана, которая позиционирует Киев как город, который открыт всем. Поэтому и острова — это зона, которая должна быть открыта для всех горожан.

Вторая пятилетка. В это время авторы проекта предлагают обновить Гидропарк. На Долобецком острове открыть парк с аттракционами, на Муромце сделать обучающий центр, руководимый ботаническим садом.

Третья пятилетка. Авторы подумали о том, что нужно восстановить рекреацию. Чтобы люди, которые приезжают на остров, могли просто подышать воздухом. Для этого они предлагают высадить зеленые насаждения под Подольским мостом. 

В парке Дружбы народов предлагают сделать экспоцентр. Это неплохая идея, нужно лишь определиться с его размерами, чтобы остров не вытоптали зеваки, пришедшие поглазеть на Maserati.


В центральной части, на Трухановом или Венецианском острове, появится колесо обозрения. В Лондоне есть колесо высотой 135 метров, в Париже — 50. За полтора года, пока я занимаю свою должность, ко мне приходят раз в три месяца со словами: «На тебе колесо, поставь». Я отказываюсь, потому что предлагают 60-метровые колеса. С верхней точки такого колеса мы не увидим и правого берега. Если уже замахиваться, то на 120-метровое, которое нам предлагают россияне. С такой высоты будет видна и Конча-Заспа, и Теремки, и Васильков. Колесо примерно такой высоты и изображено на картинке. 

 

МИНУСЫ

На островах предлагают строить жилье. Я противник такой идеи. Например, недавно мне сказали, что какой-то шустрый человек получил прописку на одном из островов. Сам я еще не успел проверить, но если проверю и выяснится, что это так, — убью.

 

ПЛЮСЫ

Подкупило то, что авторы сделали архитектурный проект частью брендинга Киева. Они показали, как можно обозначать острова на городских указателях, на туристической продукции, прикинули, как инфраструктура островов может выглядеть на карте.