Начальник Главного управления градостроительства и архитектуры Сергей Целовальник прочел лекцию «Город будущего» в центре современного искусства М17 в рамках проекта Archisphere, рассказал о сегодняшних проблемах Киева и о развитии столицы в ближайшие десятилетия.

В Киеве мало публичных пространств — мест, где можно прокатиться на велосипеде, погонять на скейте или просто «ощутить себя». Потому что нет полноценных площадей. Но уже решено, что город не будет выходить застройкой за пределы своих сегодняшних границ. Это значит, что Киеву предстоит уплотняться — а мы видим, как дружно уплотняемся, взявшись за руки со строителями. Можно расти ввысь — хотя Киев уже и без того похож на ёжика, другой вариант — уходить вглубь. Но вглубь нужно уходить не так, как раньше. Я однажды оказался летом в «Метрограде» (Подземный торговый центр на Крещатике. — Прим. ред.) — жарко, дышать нечем. Забор воздуха с высоты выхлопных труб, которые тетраэтилсвинец огромными порциями выбрасывают. Это нужно людям? Вглубь нужно уходить дорогами, тоннелями, инженерными сооружениями. А человеку нужно отдавать публичные пространства.

Туристы, оказавшись на Подоле, будут сбиты с толку псевдоисторической архитектурой — аляповато окрашенными и оклеенными пенополистиролом семиэтажными зданиями. Я называю это «Деревней Микки-Мауса». Что теперь с этим делать, никто не знает. И всё это уже стоит и стоять будет долго. Раньше был неизменяемый каркас города — улицы, железная дорога, а также постройки из камня — София, Лавра. Всё остальное — деревянные жилые постройки, которые сгорали каждые сто лет по несколько раз. И было хорошо: дороги, монументы оставались, а жильё это неинтересное исчезало. А сейчас жилые дома строят из армированного бетона. Они дольше простоят, чем та же Лавра. Поэтому наша задача — жестко контролировать застройку.

Я приглашаю каждого, кто хочет что-то сделать для города: давайте не будем ждать — рисуйте, предлагайте, будем рассматривать и ставить. Без всякого нагромождения решений, согласований. Человек (Скульптор Константин Скретуцкий. — Прим. ред.) просто приходит и говорит: «Я хочу памятник поставить». Не говорю, что весь город нужно заставить роялями в кустах и птичками (Недавно на Богдана Хмельницкого установили белый рояль в кустах, а на Русановской набережной памятник «редкой птице». — Прим. ред.), но предлагать решения пространства можно и нужно, мы всегда пойдём навстречу.

 
В парке Шевченко установили памятник бабушке

Если на Троещине метро пойдёт не по хребту застройки, проспекту Маяковского, а по улице Бальзака, то оно захватит лишь несколько человек в близлежащем поселке. Они, правда, на «мерседесах» ездят, но всё равно будут рады. Всем остальным жителям микрорайона придётся подъезжать к метро наземным транспортом. Если метро пойдёт по Маяковского, как я и все специалисты считаем правильным, то пока его будут строить, мы начнём вывозить людей с Троещины лёгким рельсовым транспортом. Это удобные вагоны, как в итальянском Турине. И было бы смешно, если бы этот вид транспорта у нас дошёл только до станции «Огородная» и там, на пересадочном пункте, нужно было ждать электричку. Нужно выводить троещинскую линию на кольцо. Вообще, тяжелая электричка будет постепенно заменяться легкорельсовым транспортом.

 
Варианты строительства -проложить ветку неглубокого залегания по пр. Маяковского или до окончания работ на правом берегу проложить ветку на улице Бальзака, на месте существующей линии скоростного трамвая.

Еще 35 лет назад предлагали что-то сделать с киевской набережной. Обидно ведь: везде есть набережные — в Париже, Будапеште, Белграде, — а у нас там только панелевозы носятся. Люди к воде не могут подойти. До этого все проекты предлагали задвинуть транспорт вниз, а вдоль подошвы склонов поставить невысокие здания. Победители конкурса по благоустройству Киева к Евро-2012 предложили пешеходный маршрут спуска к воде. Гениально. Отличное решение. Машины внизу, их никто не трогает. Никто не говорит, что будет построено именно так, конкурс просто дал нам идеи. И к Евро-2012, конечно, реализовать такой проект не успеем.

 
Весной на конкурсе по благоустройству Киева к Евро-2012 выиграли колумбийцы с идей соединить береговую линию Днепра с городом земляными мостами через шоссе.

Из-за высоток на Грушевского, 9а, Январского восстания, 11 и Кловской, 7 силуэт города фактически разрушен, поэтому я бы сделал следующее: уж если мы живём в местности, где в шесть вечера уже темнеет, давайте подсветим то, что достойно созерцания! Так мы хотя бы часть суток не будем видеть то, что нас раздражает. А днём мы все делом занимаемся, некогда по сторонам смотреть.

Паспортизация улиц необходима, потому что нужны какие-то объективированные документы о приёмах, используемых в архитектуре и оформлении той или иной улицы. Паспорт улицы также может содержать информацию об инженерных сетях и заключения по ним. Это позволяет синхронизировать работу. А то получается так: сегодня пришли пионеры — положили плитку. Завтра пришли комсомольцы — сорвали плитку, проложили кабель. Послезавтра пришли ребята еще постарше — всё сняли, стали менять теплотрассу. Паспорт позволит всё это упорядочить.

 
Крещатик планируют освободить от рекламы и парковок

Неполноценные районы на левом берегу, мы их называем спальными. Всегда происходит так, что за стремительным возведением жилых массивов не поспевают инженерные сети, инфраструктура, школы, театры и прочее. В результате сегодня на левом берегу уже миллион жителей, треть населения, и всего 18 % рабочих мест от общего числа. Если будем продолжать селить людей на левом берегу, никаких мостов не хватит. Чтобы пробки ушли, нужно насытить левый берег жизненно важными объектами, которых сегодня там нет. Как? Не давать строить там жилые дома, создать систему преференций так, чтобы инвестору было интересно театр строить на левом берегу, а жильё — на правом.

Не знаешь, как было сделано, — не пытайся повторить. На этом настаивают все культурные соглашения, которые наша страна подписала. Ребята, никто из нас не знает, какой была Десятинная церковь. Известно, что в 996 году её построил Владимир. Потом её уничтожили. Потом Петр Могила строил. Потом она сгорает. Потом строят каменную типовую. И её в 1936 году приговорили. Как учил учитель, каждое место на Земле имеет единственное архитектурное решение, а тут получилось, что первая каменная, вторая деревянная, третья каменная — нам что, продолжать? Кроме этого, Десятинная церковь просто не влезет. Мы уже видим, что южная апсида повиснет над лотками с сувенирами. Два предыдущих президента запретили это дело (Не подписали аналогичные законопроекты. — Прим. ред.). Я надеюсь, и сегодняшний президент откажется».

 
Споры о необходимости восстановления Десятинной церкви ведутся давно. 21 сентября депутат от «Партии регионов» Юрий Мирошниченко зарегистрировал законопроект о возрождении этого объекта.

Фото: Роман Пашковский