Активисты сообщества «Киевские проекты» решили разобраться, насколько справедливо распределяется площадь тротуаров между пешеходами и припаркованными авто. Первый подсчёт они провели на Большой Васильковской, на участке от площади Льва Толстого до Саксаганского — там где парковка разрешена на проезжей части вдоль тротуара, но не на нём.

  

Михаил Барашков

участник «Киевских проектов»

Киевляне уже привыкли, что тротуары и проезжая часть предназначены в первую очередь для автомобилей, что на центральных улицах зачастую нет места для деревьев, что турист или местный житель, гуляющий по Киеву, видит вместо архитектуры ряды машины. Всё это стало привычной частью городского пейзажа. Но так не должно быть. Поэтому мы решили провести подсчёты и обратить внимание на проблему.

  

Григорий Мельничук

участник «Киевских проектов»

Аналогичное исследование проводили российские «Городские проекты». В Москве они подсчитали, что на Тверской, на участке от Пушкинской площади до Охотного ряда, на 39 016 пешеходов приходится 183 припаркованных машин, то есть 25 % улицы используют 39 016 человек, а 75 % — 548 человека. Мы решили узнать, какое соотношение пешеходов и машин на тротуарах в центре Киева.

  

По наблюдениям участников сообщества, особенно густо заставлены машинами тротуары на Дмитриевской (от Павловской до Воровского), в начале Богдана Хмельницкого, на Бассейной, на Шота Руставели (напротив «Кинопанормы») и на Большой Васильковской. Подсчёт решили вести на последней улице, наиболее оживлённой.

Количество пешеходов и автомобилей считали в течение часа, с 13:00 до 14:00, в будний день на чётной стороне улицы. Михаил стал в начале отрезка — возле площади Льва Толстого, а Гри­го­рий в конце — возле Сакса­ганс­кого. Каждый отмечал количество про­хо­дя­щих мимо людей и заезжающих на тротуар машин. Автомобили, которые были припаркованы здесь изначально, не учитывали (ради чистоты экспе­ри­мента, рассматривающего ситуацию в пределах одного часа).

Подсчёт показал, что за час по улице проходят 1 470 пешеходов в верхней части улицы, возле метро, и 860 — в нижней. За это же время на тротуаре парковались 40 машин, в которых находились 48 человек. Выходит, что на пешеходов (97 %) приходятся 60 % площади тротуара, а на автовладельцев (3 %) — 40 % площади тротуара.

Участники «Киевских проектов» упирают на мировую практику градостроительства и выработанные годами принципы, согласно которым приоритетом являются именно пешеходы. За ними следуют велосипедисты, затем — общественный транспорт, движущиеся автомобили, и только после — припаркованные. Они на последней ступени, поскольку не выполняют никакой значимой для города функции, никого не перевозят.

По мнению активистов, подобного загромождения тротуара легко избежать. Так, например, в момент проведения эксперимента на платной парковке вдоль проезжей части были припаркованы 39 автомобилей, ещё 20 мест были свободны. Также свободны были 22 парковочных места во дворах в этой части улицы. То есть те, кто парковался на тротуаре, могли бы оставить машины в других местах.

Для «Киевских проектов» подсчёт на Большой Васильковской стал первым подобным экспериментом. Последующие они планируют проводить осенью, когда закончится сезон отпусков и показатели будут максимально объективными. Собранную статистику Григорий Мельничук и Михаил Барашков намерены собрать в одном документе и передать в горадминистрацию. На тротуарах — когда их удастся вернуть пешеходам — активисты хотели бы установить скамейки и высадить больше растений. Желающих подключиться к иниициативе участники «Киевских проектов» просят писать в сообщество.

 

Львовский опыт

На днях акцию по борьбе с парковкой на тротуарах организовали во Львове. Участники движения «Дайте пройти!» менее чем за 10 дней смогли собрать необходимые 16 500 гривен для того, чтобы оградить с помощью металлических столбиков тротуары пяти улиц в своём городе.

  

Левко Стек

участник движения «Дайте пройти!»

«Дайте пройти!» — это сообщество единомышленников, пешеходов и водителей, которые хотят жить в комфортном и безопасном городе. И они готовы не только критиковать власть, но и тратить время и деньги для достижения цели. Не знаю как в Киеве, но во Львове власть хоть и не поддерживает, и по крайней мере не мешает общественным инициативам.

История со столбиками началась ещё в прошлом году. 

В центре есть улица Вороного, которая раньше была мёртвой: люди, если и заходили сюда, то вынуждены были протискиваться между припаркованными машинами. Мы решили, что физическое блокирование — единственный выход. Нашли подрядчика, просчитали расходы, определили тип и количество столбиков. Около 5 000 гривен собрали через Facebook за несколько недель. Теперь на Вороного нет ни одной машины — улица ожила, здесь появились люди.

Этим летом мы решили установить ограничители ещё на пяти улицах. 16 000 собрали за считанные дни. Львовяне поняли, что тротуары это такая же их собственность, как, скажем, кухня или спальня.