Первый чемпионат самодельных летательных аппаратов Red Bull Flugtag состоялся в Вене в 1991 году и с тех пор проводится ежегодно по всему миру. В соревновании может участвовать любой желающий. Главное правило — никаких моторов: двигателем может служить только сам пилот и его команда.

Первый Flugtag в Киеве прошёл в 2010 году на Русановской набережной. В этом году чемпионат организуют 2 июня на том же месте. В соревновании примет участие 31 команда. Приз за первое место — поездка команды в Мадрид на соревнование Red Bull X-Fighters. За второе — посещение музея Red Bull Hangar7 в Зальцбурге. Для бронзовых призёров организуют прыжки с парашютом. Сейчас участники уже завершают работу над летательными аппаратами, рассчитывая побить мировой рекорд — 69,79 метра, или хотя бы национальный — 22 метра.

 

«ОлимпийКО»

Киев

Капитан команды «ОлимпийКО» Дмитрий Томила — выпускник Национального авиационного университета. Вместе с женой и друзьями он постарался соорудить аппарат, который, оторвавшись от платформы, устремится вверх, а не вниз. Если «самолёт» не пролетит и десяти метров, признаётся Дмитрий, ему будет стыдно.

Члены команды дружат семьями, вместе катаются на сноу- и сендбордах, прыгают с парашютом. Во «Флюгтаге» ребята участвуют впервые. Идея отвести роль пилота Тасманскому Дьяволу возникла спонтанно. В последний день приёма заявок Дима примчался в офис Red Bull, взял анкету и только тогда задумался об идее проекта. «На мне была футболка с мультяшным Тасманским Дьяволом в боксёрских перчатках. Вполне соответствует спортивной тематике чемпионата», — вспоминает капитан.

Строительством аппарата занимались все майские праздники. Из материалов: пенопласт, клей, металлопрофиль, плёнка и строительная пена. Велосипедные колёса для тележки нашли на Куренёвке. Споры возникали только из-за крыльев: их неоднократно ломали и переделывали.

Сценарий 40-секундного шоу почти готов. Его деталей члены команды не раскрывают, отмечая только, что частью выступления будет театрализованный поединок Тасманского Дьявола с Николаем Валуевым.

 

«Спасатели уже не те»

Киев

Все члены команды дружат с детства: жили в одном дворе, играли вместе в футбол, ходили в одну школу. Когда Ярослав Платонов увидел в метро щит с рекламой Flugtag, предложил друзьям поучаствовать, и те согласились.

Идею искали в мультфильмах, где есть пятеро главных героев. Остановились на «Чип и Дейл спешат на помощь». Название «Спасатели уже не те» объясняют тем, что парни в костюмах мухи Вжика или, например, мышки Гаечки выглядят скорее как пародия на оригинальных персонажей.

Основа конструкции — баллон от катамарана, заключённый в каркас из металлопластиковых трубок. «Всё держится на суперпрочном скотче и энтузиазме», — говорят участники.

Строить аппарат им помогают соседи по гаражу и приятели. Команда собирается в мастерской почти каждый день. К работе над декорациями подключили знакомого киношника, с помощью которого рассчитывают подготовить яркое запоминающееся шоу.

 

«Школоте не понять»

Киев

Cотрудники «Авторадио Украина» решили обыграть музыкальную тему, за основу взяли аудиокассету типа МК-60. «Все наши сверстники помнят, как приходилось отматывать плёнку, вертя кассету на пальце или на карандаше, — говорит капитан команды Денис Харченко. — Сегодняшние школьники не поймут этого прикола. Отсюда и название команды — „Школоте не понять“».

Каркас сделали из трубок ПВХ — лёгких, крепких и достаточно гибких. Конструкцию обтянули тонким пластиком и заклеили плёнкой, на которой напечатали изображение кассеты. Дельтаплан изготовили из тех же материалов, что и платформу-кассету.

Прежде чем приступить к строительству летательного аппарата, команда изготовила его уменьшенную копию и провела испытательные полёты. «Макет запустили прямо в кабинете. Он пролетел метра три-четыре и врезался в дверь. На Русановке таких препятствий не будет, так что наш аппарат пролетит и двадцать метров!» — уверена участница Луиза.

Перед полётом работники радио выступят с шоу «Танцующие пальцы»: члены команды в поролоновых костюмах-пальцах сообща продемонстрируют различные жесты. «От вульгарных комбинаций мы отказались», — уточняет Денис.

 

«Марш делать фарш»

Киев

Команда решила лететь на курице, а строить её — за счёт какого-нибудь «куриного» спонсора. В результате проект согласилась поддержать сеть фастфудов «Крила».

Четверо из пяти членов команды — сотрудники одного рекламного агентства, поэтому работа над проектом протекает слаженно. Идею продумали методом мозгового штурма: набросали двадцать вариантов и путём голосования выбрали лучший.

Фюзеляж аппарата делают в виде ложки и вилки, поверх которых водрузят курицу. С материалами для каркаса определились сразу: пластиковые трубы и деревянные брусы. Из чего делать курицу, до сих пор решают, выбирая между пенопластом, тканью и монтажной пеной. Важно уложиться в лимит по весу — не больше 200 килограммов вместе с пилотом.

Костюмы для шоу команда изготовит из поролона, а в подготовке номера рассчитывает на помощь знакомой — профессионального хореографа. Бить рекорды рекламисты не думают, и будут рады, если курица не рухнет на старте. «Если наш аппарат пролетит хотя бы несколько метров, все законы физики можно будет отменить», — говорит Алексей.

 

«Шевели ластами»

Харьков

Харьковская команда «Шевели ластами» на предыдущем «Флюгтаге» была «Летающим топором» и заняла второе место. Топор пролетел больше всех — 22 метра. С тех пор две участницы команды — Лена Старкова и Юля Горюн — стали мамами, но, несмотря на это, решили поучаствовать и в нынешнем чемпионате.

Три года назад у команды был опытный консультант из Харьковского авиационного института, который рассказал, как конструировать крылья, чтобы они парили, каким должен быть корпус. Сейчас он живёт и работает в Китае, а участники опираются на знания, полученные от него ранее.

Сделать крылья в виде ласт предложила Лена, которой захотелось обыграть водную тематику. В итоге команда решила смастерить летающего дайвера.

Материалы подобрали самые лёгкие: авиационную фанеру, пенопласт, алюминиевые трубки и скотч. Все детали уже готовы, осталось собрать их в единую конструкцию. Шоу-программой и костюмами команда займётся в последнюю очередь — какими они будут, пока не решили.

 

«поМстители»

Киев

Во «Флюгтаге» команда участвует впервые, но в прошлом году соревновалась в другом чемпионате Red Bull, «Ралли на тарантасах». Идея их нынешнего проекта — воплотить американских супергероев из «Мстителей», вышедших на экраны в прошлом году, в образе героев украинских, казаков.

Самолёт решили строить из бамбука, верёвок и плотной плёнки. Летающий аппарат обойдётся команде приблизительно в $200. Машина, участвовавшая в ралли, стоила дороже — сейчас она, как память, стоит в гараже. После «Флюгтага» к болиду присоединится и самолёт.

Капитан команды рассчитывает, что конструкция пролетит метра три-четыре. В гонках на тарантасах парни были уверены, что выбьются в лидеры, но заняли лишь 16-е место. В этот раз участники не целятся на призовое место и строят аппарат без фанатизма. «В процессе пьём пиво, общаемся. Каким бы ни был результат, никто не расстроится, — говорит Андрей. — Самое интересное — это подготовка».

 

«Зомбипокалипс»

Черновцы

Команда «Зомбипокалипс» строит летающий мозг — с деревянным каркасом, корпусом из монтажной пены и крыльями из прессованного картона.

Шоу планируют в стиле классических страшилок: зомби в погоне за человеческим мозгом. «С костюмами нам повезло, — говорит капитан команды Настя Боднарюк, — Не нужно ничего выдумывать, покупать, шить. У нас будут порванные окровавленные футболки, шорты, платья и соответствующий грим».

Уже в завершение строительства команда нашла спонсора — черновецкого производителя солёного арахиса «Золотой орешек». Ребятам каким-то образом удалось убедить компанию, что человеческий мозг и полезные для мозга орехи будут органично сочетаться в их проекте. На полученные $600 участники «Зомбипокалипса» смогли покрыть свои расходы на постройку аппарата и его перевозку в Киев.

Команда не гонится за первым местом. Хотя бы потому, что приз за второе — поездку в австрийский музей авиации Hangar7 — находит более привлекательным.