20 ноября Украина перешла на новое законодательство, по которому теперь будут расследовать преступления и проводить суды. Старый Уголовный процессуальный кодекс базировался на своде законов образца 1960 года с многочисленными изменениями. Новый УПК был подписан президентом ещё 13 апреля этого года, но отсрочен в действии. В него внесли более 3 700 правок, ещё 2 000 изменений были проигнорированы. Авторы и сторонники нового УПК считают его эпохальным документом, который поворачивает всю правоохранительную систему лицом к людям. Противники, наоборот, бьют тревогу: новый кодекс, по их мнению, ущемляет гарантированные Конституцией права. The Village сравнил старый и новый УПК и выделил главные новшества.

 

Нововведения

Соглашение с правосудием

В старом УПК отсутствовало. Только суд по своему внутреннему убеждению мог смягчить наказание за явку с повинной или по другим смягчающим обстоятельствам. В новом УПК, если по завершении досудебного расследования обвиняемый полностью признал свою вину и договорился с потерпевшим и прокуратурой о наказании, которое согласен понести, то его фактически не будут судить. Функция суда сведётся только к утверждению соглашения с правосудием в виде приговора.

Суд присяжных

Обвиняемые, которым грозит пожизненный срок, могут требовать, чтобы их судили двое судей и трое присяжных.

 

Следственный судья

Во всех районных судах появились следственные судьи. В их полномочиях оценка собранных прокурором и адвокатом доказательств, а также решение о мере пресечения для фигуранта досудебного расследования (то есть быть ему на свободе или под стражей).

Домашний арест

Обвиняемые в преступлениях небольшой тяжести вместо ареста получат право находиться дома с электронным браслетом на ноге. Сотрудники милиции в отделении будут следить, чтобы он не вышел из дома далее чем на 100 метров.

 

Ключевые изменения

Заявление о преступлении

Старый УПК: Имело чёткую форму, не могло быть анонимным. В течение 10 дней проверялась изложенная в нём информация, и потом принималось решение, заводить уголовное дело или нет. О возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела уведомляли подозреваемого, вручая ему постановление. Проводить допросы, выемку документов и обыски следователь мог только после возбуждения уголовного дела. За ложное сообщение о преступлении предусматривалась уголовная ответственность.

 

Новый УПК: Не имеет чёткой формы, более того, установление личности заявителя теперь необязательно. В течение 24 часов с момента получения сообщения о преступлении следователь обязан внести эти данные в электронный Единый государственный реестр досудебных расследований и начать следствие. Само понятие «возбуждение уголовного дела» упраздняется, поэтому, даже получив откровенный донос, следователь будет иметь право проводить допросы, обыски и изъятие документов. Заявитель никак не может проверить, внесли ли его сообщение о преступлении в Единый реестр досудебных расследований, и не будет знать, какое решение принято: начали расследование или отказали.

 

Дополнительное расследование

Старый УПК: Если в суде выяснялось, что дело расследовано не в полном объёме, судья мог вернуть его прокурору для организации дополнительного расследования.

 

Новый УПК: Эта норма полностью отсутствует. Если материалы досудебного расследования попали в суд, на их основании судья должен вынести обвинительный либо оправдательный приговор.

 

Защитники в суде

Старый УПК: В их роли могли выступать родственники либо специалисты в области права. Количество не ограничивалось.

 

Новый УПК: Только дипломированные юристы с лицензией на осуществление адвокатской деятельности. Одному подсудимому можно иметь не более пяти адвокатов.

 

Показания с чужих слов

Старый УПК: Было чётко прописано: не могут быть доказательствами данные, озвученные свидетелем, если первоисточник информации неизвестен. Если же свидетель ссылался на слова других людей, их обязательно должны были допросить в качестве свидетелей.

 

Новый УПК: Показаниям с чужих слов посвящена целая статья. В ней прописано, что это высказывания в устной, письменной или другой форме относительно определённого факта, которые основываются на объяснениях другого человека. Суд может признать показания с чужих слов допустимыми доказательствами независимо от того, можно ли вызвать на допрос гражданина, который их произнёс, или нет.

 

Обыски, прослушка телефонов, скрытое видеонаблюдение

Старый УПК: Обыск должен был проходить в присутствии двух понятых и лица, занимающего данное помещение, или представителя жэка. Санкцию на эти действия давал любой судья.

 

Новый УПК: Для обыска теперь достаточно одних понятых. Санкции на обыск даёт только следственный судья. Без его постановления следователь не имеет права проникать в жильё с обыском, прослушивать телефоны и производить выемку почты подозреваемого. Есть исключение: по ст. 250 УПК следователь имеет право до санкции судьи проводить негласные следственные действия — наблюдать за человеком, предметом, местом, но не записывать на видео.

  

 

Путь от подозрения
до приговора по новому УПК

 

 

В правоохранительные органы поступает заявление на гражданина К., которого сосед обвиняет в совершении преступления.

 

 

Не позднее чем через 24 часа после получения заявления соседа следователь вносит эту информацию в Единый реестр досудебных расследований и начинает действовать.

 

 

Следователь тайно проводит обыск в квартире гражданина К., прослушивает его телефон, читает письма, предварительно получив на это санкцию от следственного судьи (в случае, если гражданина К. подозревают в тяжком преступлении). Раньше нужно было сперва завести уголовное дело, известить об этом гражданина К., а разрешение на обыск получать в суде.

 

 

Милиция задерживает гражданина К. Следственный судья изучает доказательства его вины, материалы его адвоката и принимает решение: взять под стражу, поместить под домашний арест, отпустить «под честное слово» или под залог. Арест и помещение в СИЗО — крайняя мера.

 

 

В течение двух месяцев следователь должен завершить досудебное расследование и направить материалы прокурору для составления обвинительного акта. Срок расследования может продлеваться, но содержание под стражей не может длиться больше 12 месяцев. (Ранее были случаи, когда фигуранты дел сидели в Лукьяновском СИЗО по 10 лет и больше.)

 

 

Если гражданин К. совершил не тяжкое преступление (нанёс лёгкие телесные повреждения соседу) и при­знал себя виновным, он может до суда зак­лю­чить с соседом согла­ше­ние о примирении – документ, где про­пи­са­на мера наказания и размер ком­пен­са­ции. Если же преступление более тяжкое, гра­жда­нин К. может заключить соглашение только с прокурором — в этом до­ку­мен­те прописывают квалификацию вины, её признание и меру наказания.

 

 

Если между гражданином К. и прокурором подписано соглашение, суд проходит по упрощённому сценарию: на первом, подготовительном, заседании судья проверяет, заключалось ли это соглашение добровольно, и если так, суть соглашения превращается в приговор.

 

 

Василий Фаринник

Начальник Главного следственного
управления МВД Украины

 

Раньше следователю отводилось 10 дней на проверку информации о преступлении, и он на протяжении этого срока был фактически связан по рукам и ногам. Не мог проводить ни выемку документов, ни обыски, ни допросы без возбуждения уголовного дела. Сейчас по новому УПК сразу же после поступления заявления о преступлении следователь может проверить информацию в полном объёме и провести все эти следственные действия. По старому УПК людей приходилось сначала опрашивать, потом после возбуждения уголовного дела снова проводить допросы и фактически задавать те же вопросы.

 

МВД уже проводит тендеры на закупку электронных браслетов для «домашних арестантов»

 

Расширяются и права тех, кто пострадал от преступления: ранее им нужно было ждать постановления следователя, которое признаёт их потерпевшими, — сейчас же человек признаётся потерпевшим автоматически сразу после подачи заявления. Существенно разгрузятся СИЗО из-за возможности применения судами домашнего ареста. Сейчас МВД уже проводит тендеры на закупку электронных браслетов для «домашних арестантов». Всего их нужно хотя бы 50 000 штук, для этого необходима сумма порядка 32 миллионов гривен. Пока же граждан под домашним арестом будут контролировать участковые.

 

Валентина Теличенко

Юрист, правозащитник

 

Я не согласна с утверждениями коллег, будто у милиции появились какие-то новые полномочия по задержанию граждан без документов (сразу после вступления в силу нового кодекса в СМИ появились сообщения о том, что теперь гражданам следует всюду носить с собой паспорт. — Прим. ред.). По новому УПК, так же как и по старому, милиция имеет право задерживать граждан под различными предлогами на 72 часа без решения суда. То есть если человек похож на фоторобот, а у него в кармане есть паспорт — это не страховка от поездки в райотдел для подтверждения личности. Вообще, если анализировать новый кодекс, там на ложку мёда приходится приличный бочонок дёгтя. К примеру, сократили срок содержания под стражей на время досудебного следствия (с 18 месяцев до 12), но оставили неограниченным время содержания под стражей до вынесения приговора.

 

Если анализировать новый Кодекс, там на ложку мёда приходится приличный бочонок дёгтя

 

У следователей появилось право проникать в квартиры, офисы с разрешения следственного судьи. А это опасно тем, что во время первого, даже законного, проникновения у следователя есть возможность подбросить вещественные доказательства или запрещённые предметы, а затем провести обыск и найти это. Доказательством по новому УПК могут быть показания оперативников. Это очень плохо, потому что оперуполномоченные зависимы от следователя и могут сказать всё, что ему нужно. Отрицательным является также запрет пострадавшим назначать своими представителями в суде родственников или специалистов права. Теперь эти функции могут выполнять только адвокаты. Причём для потерпевших, в отличие от обвиняемых, бесплатных адвокатов не предусмотрено. Вот и выходит, что потерпевшие теперь в худшем положении, чем подозреваемые в преступлении.

 


Автор: Виктор Литвинов
Фото: «Украинское фото»