В начале ноября глава киевской горадминистрации Александр Попов заявил, что, кроме метро на Троещину, город также планирует строить метро на Виноградарь. Позже премьер-министр Украины Николай Азаров поручил Министерству инфраструктуры рассмотреть вопрос о подготовке в 2013 году проекта ветки в этом направлении. Ориентировочная продолжительность строительства — 3–4 года при условии бесперебойного финансирования. Однако пока окончательный маршрут линии и расположение будущих станций неясны. Изучая бывшие, нынешние и альтернативные проекты, The Village пытался понять, каким может стать метро на Виноградарь.

 

Старые проекты

1976

 

1985

 

2000

 

2010

Впервые линия метро в направлении Виноградаря появилась на схеме метрополитена 1976 года. Ветка, идущая из центра через Лукьяновку, за «Дорогожичами» поворачивала севернее — в район окончания улицы Северо-Сырецкой с выходом на Ветряные горы. Но тогда жилмассив Виноградарь только проектировался и вопрос метрополитена не был таким острым.

На схеме 1985 года линию продлили — появились станции «Проспект Правды» и «Виноградарь». На перспективной схеме «Метро — к 2000 году» линия изменила направление и пошла не на запад, а на север — через Виноградарь до площади Шевченко. На схеме «Метро — к 2010 году» расположение станций практически не изменилось, но линию вновь укоротили, а станция на площади Шевченко исчезла. Станции предусматривались на улице Северо-Сырецкой (в промзоне, у завода «Квазар»), а также на Виноградаре (на проспекте Правды). Этот вариант перекочевал в ныне действующий Генплан, принятый в 2002 году.

 

Генплан до 2020 года

На схеме развития транспорта Генплана до 2020 года (принят в 2002 году) линию вновь продлевают в западном направлении и предлагают вывести её к Синему озеру. Предусмотрены три станции — «Мостицкая» на Новомостицкой улице, «Виноградарь» на пересечении проспектов Правды и Василия Порика, «Синеозерная» на пересечении улицы Маршала Гречко и проспекта Правды. При этом плотная жилая застройка вокруг станций появляется только в районе станции «Виноградарь» — станция «Мостицкая» оказывается в довольно пустынном месте, вокруг лес, промзона, теплицы.

 

Генплан до 2025 года

В проекте Генплана до 2025 года линия, как и прежде, идёт через станцию «Мостицкая», но «Синеозерной» на схемах уже нет. После «Мостицкой» станции предлагают разместить на ещё несуществующем в то время продолжении проспекта Василия Порика южнее проспекта Правды и на самом проспекте Правды ближе к улице Маршала Гречко. Конечный пункт — депо. Такой маршрут метро захватывал только южную окраину Виноградаря и утрачивал возможность развития в будущем: ветка по сути замыкалась.

 

Альтернативный вариант

Одновременно с официальными вариантами уже много лет обсуждается альтернативный: специалисты организации «Киевляне — за общественный транспорт» предлагают проложить линию левее, вдоль улицы Стеценко, сделать станцию на Интернациональной площади и далее провести ветку вдоль улицы Маршала Гречко к Синему озеру с возможностью продления до конечной остановки общественного транспорта на проспекте Свободы.

Среди плюсов такого сценария — больший охват жилмассива, возможность развития линии на Виноградаре, разгрузка красной ветки (на станцию на Интернациональной площади переориентируется часть жителей Нивок).

 

Александр Попов

Глава киевской горгосадминистрации

 

Мы действительно планируем построить метро на Виноградаре. Этот проект обойдётся нам в 2 миллиарда гривен. Но также там необходимо построить ещё и электродепо, что увеличит сумму до 3 миллиардов гривен. Главное, чтобы в стране была стабильность, благодаря которой построить метро на Виноградарь можно будет в течение 3–4 лет.

Михаил Барашков

Глава общественной организации «Комитет „Киевляне — за общественный транспорт“»

 

Вариант строительства метро на Виноградарь через Интернациональную площадь имеет ряд плюсов по сравнению с вариантом развития линии по Генплану. Так, станции на Интернациональной площади и на пересечении улиц Маршала Гречко и Северо-Сырецкой оказываются посреди уже существующей застройки. К тому же по новым планам сады вдоль улицы Маршала Гречко будут застраиваться — метро будет как раз кстати. Появление станции на Интернациональной площади значительно облегчит жизнь жителям Виноградаря, сократив время пути до метро минимум на 7 минут. Станция же «Мостицкая» по Генплану не так удобно расположена. Ещё одно преимущество — это упрощение строительства линии. Конечно, от станции «Сырец» до Интернациональной площади придётся строить тоннели глубокого залегания, однако вдоль улицы Маршала Гречко и далее к проспекту Свободы участок довольно лёгкий.

 


Фото из архива Михаила Барашкова
Текст: Артём Арефьев