В триллере Антона Мегердичева «Метро» московский метрополитен начинает затапливать вода из Москвы-реки, просочившаяся через брешь в своде тоннеля. Чтобы не допустить полного затопления подземки, руководство метрополитена решает локализовать аварию — закрыть гермодвери и залить изолированный участок жидким азотом. Насколько правдоподобны детали сюжета, есть ли в киевском метро гермодвери и действительно ли последствия затопления ликвидируют с помощью жидкого азота, рассказал инженер проектного института «Укрметротоннельпроект» Александр Хавин.

 

Какова система гидроизоляции в киевском метро?

 

 

Александр Хавин

заместитель главного инженера ГП «Проектный институт „Укрметротоннель-проект“»

В метро есть стальные затворы, разделяющие тоннели на отдельные отсеки. В случае аварийных ситуаций, например затопления, эти затворы закрываются и не позволяют воде проникнуть в остальные отсеки. Такие затворы расположены на расстоянии нескольких километров друг от друга (информация о точном расстоянии секретна). За всю историю киевского метро не было ни одного случая затопления. Потоп случался только в петербургской подземке в 1974 году. Жидкий азот для ликвидации последствий аварии тогда применили для заморозки грунта — чтобы вода не поступала дальше.

На самом деле подземные каналы (например, подземная река Лыбедь, которая протекает в районе станции метро «Вокзальная») потенциально не так опасны, как грунтовые воды. К примеру, на выходе из глубокого на мелкое заложение тоннелей на участке между станциями «Шулявская» и «Берестейская» нам пришлось пересечь водонасыщенные пески нескольких ярусов с высоким гидростатическим давлением. Для гидроизоляции там применили чугунные конструкции, а чеканные швы отделали свинцом.

Вообще в метрополитене есть разные системы гидроизоляции — в зависимости от того, на какой глубине размещены сооружения, находятся ли они в глинах, которые не пропускают воду, или в песках, насыщенных водой. По линиям глубокого заложения в глинах гидроизоляция обеспечивается за счёт водонепроницаемых конструкций. Это железобетонные сооружения, защищённые специальными резиновыми профилями, которые не пропускают воду. Их использовали в перегонных тоннелях, которые построены от станции «Лыбедская» до станции «Ипподром».

По линиям, которые сооружаются открытым способом в котлованах и размещены в водонасыщенных песках, применяется наружная гидроизоляция рулонными материалами, которые наклеиваются на конструкции в несколько слоёв.

Вода в метро всегда просачивается из-за осадков, также там остаётся вода после помывки тоннелей. Для её отвода в метро есть специальные лотки, по ним вода уходит в водоотливные установки и периодически откачивается с помощью насосов.