Июль — месяц распродаж, скидки на одежду из прошлых коллекций могут достигать 80%. При этом покупатели не сметают с полок всё без остатка. The Village выяснил, куда деваются нераспроданные вещи.

 

Что делают с нераспроданной
одеждой и обувью?

 

  

 Александр Саттаров

владелец сникер-стора Conquest, сотрудничает с Saucony и Sperry Top-Sider, в прошлом работал на разных позициях в компаниях Nike и Puma

Главная проблема любой розничной торговли, будь то продуктовые магазины или автомобильные салоны, —  остатки: как их минимизировать, что с ними делать. В интересах любой компании — вернуть хотя бы вложенные в нераспроданный товар средства, а недополученную прибыль — компенсировать за счёт высокой наценки на новую продукцию.

Для борьбы с остатками вещевые розничные сети создают собственные стоковые магазины или дисконт-центры, аутлеты. Такие есть у многих брендов: например, у Nike — NFS (Nike Factory Store). Свои стоковые точки есть и у компании-дистрибьютора Nike в СНГ — «Делта Спорт».

Другой вариант — нераспроданный товар сдают на реализацию или продают в магазины, специализирующиеся на дисконтных товарах. Чаще так поступают небольшие компании, у которых нет возможности или острой необходимости в создании своего аутлета.

В аутлетах вещи могут висеть годами и постепенно уценяться. После нескольких лет товары списывают как неликвид. На западе неликвид утилизируют: перерабатывают или, как вариант, отдают малоимущим. В Украине остатки могут распродавать между сотрудниками компании по копеечным ценам. 

Те, кто не работают с аутлетами, находят мелких предпринимателей, часто «базарников», которым продают остатки небольшими партиями, но на регулярной основе. Так поступают, чтобы потребитель не привыкал к большим, частым и длительным скидкам в основных магазинах. Это также помогает сохранять ценность бренда.

У магазинов компании Inditex (Zara, Bershka, Stradivarius, Massimo Duti) другая политика — они стараются сбыть максимум товара во время сезонных распродаж и не отдают остатки на рынки и в стоки. Причина проста — магазины этой компании ориентированы на быстрые тренды. К тому же они реализуют свои вещи с очень высокой маржей, поэтому, вероятно, могут даже утилизировать нераспроданные товары.

Но в аутлетах представлены не только уценённые вещи. Многие компании специально выпускают линии для стоковых магазинов. К примеру, у Puma есть линия, которая так и называется, — made for outlet. Эта стратегия себя оправдывает, ведь потребители ищут не скидки, а выгодное предложение.

На самом деле, постулат розничной торговли в том, что остатки есть всегда. Если же остатков нет вообще — это показатель плохого сезонного планирования.